Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 643148-7 "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 643148-7 "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу 12 февраля 2019 года Правительством Российской Федерации.
Указанная Конвенция подписана в городе Париже 7 июня 2017 года и направлена на создание эффективного правового механизма противодействия размыванию налоговой базы и перемещению прибыли на территории иностранных государств, где она не облагается налогом или облагается по пониженной налоговой ставке.
Конвенция разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для реализации Плана BEPS (План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения) и предусматривает модернизацию двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных государствами - участниками Конвенции. Перечень договоров, на которые Российская Федерация намерена распространить действие Конвенция, закрепляется в пункте 1 проекта федерального закона. При этом пунктом 5 статьи 29 Конвенции предусмотрено, что Сторона в любое время может расширить список соглашений посредством направления уведомления Депозитарию (Генеральному секретарю Организации экономического сотрудничества и развития).
Конвенция предусматривает ряд основных мер, которые являются обязательными для всех Договаривающихся Сторон, а также положения, по которым каждая Договаривающаяся Сторона должна сделать выбор в отношении объема их применения.
Конвенция содержит толкование ряда терминов относительно их применения в рамках рассматриваемой Конвенции, а также указание на то, что при применении Стороной Конвенции любой термин, не определенный в ней, имеет то значение, которое определяется для него соответствующим Налоговым соглашением.
Кроме того, Конвенция регулирует вопросы, связанные с налогообложением лиц, имеющих двойное резидентство. Компетентным органам Договаривающихся Юрисдикций предлагается путем взаимного согласия определить Договаривающуюся Юрисдикцию, резидентом которой считается лицо, или согласовать порядок налогообложения лица с двойным резидентством. При отсутствии такого согласия лицу не предоставляются льготы или освобождение от налогов, предусмотренные налоговым соглашением. Пункт 2 законопроекта содержит перечень налоговых соглашений, по которым Российская Федерация оставляет за собой право не применять положения Конвенции о лицах с двойным резидентством, поскольку перечисленные налоговые соглашения уже содержат положения, касающиеся случаев, когда лицо, иное, чем физическое, является резидентом более чем одной из Договаривающихся Юрисдикций.
Закрепляется положение о предотвращении злоупотреблений положениями налоговых соглашений. В частности, независимо от любых положений налогового соглашения, предусмотренная им льгота не предоставляется лицу, если имеются основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, что в конечном итоге имело целью лишь снижение фискальной нагрузки.
Конвенцией предлагается усовершенствовать процедуру разрешения споров в целях устранения неблагоприятного для налогоплательщика положения. В случае, если лицо считает, что действия одной или обеих Договаривающихся Юрисдикций приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями налогового соглашения, то независимо от средств защиты, предусмотренных национальным законодательством, это лицо может направить свое заявление компетентному органу любой из Договаривающихся Юрисдикций. Таким образом, Конвенция закрепляет право налогоплательщика взаимодействовать с компетентными налоговыми органами как своего государства, так и иностранного, являющегося стороной налогового соглашения.
Проект федерального закона о ратификации Конвенции содержит еще ряд оговорок и заявлений, инициированных рассматриваемой Конвенцией. В частности, Российская Федерация оставляет за собой право не применять положения Конвенции в отношении налоговых соглашений, содержащих нормы, аналогичные нормам Конвенции, а также по порядку применения Конвенции к указанным в законопроекте налоговым соглашениям.
Следует отметить, что при подготовке проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой замечания технического характера, указанные в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы (вн2.2-1/1072 от 21.03.2019 г.) учтены и внесены соответствующие изменения в законопроект. В частности, изменены даны вступления в силу соглашений Российской Федерации с Грецией и с Эквадором (на основании письма МИД РФ N 5600/дп от 29.03.2019), а также получен из Министерства финансов Российской Федерации перевод текста Конвенции на русский язык, оформленный в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 года N 458-рп "О порядке, в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти заверяются копии официальных текстов международных договоров" и утвержденным впоследствии Порядком (письмо Министерства финансов РФ N 03-08-13/22140 от 01.04.2019).
Конвенция подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" связи с тем, что в ней содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации и в связи с тем, что Стороны условились о последующей ратификации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, принятие рассматриваемого федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Конвенции будет способствовать повышению уровня координации государств в борьбе с налоговыми злоупотреблениями, а также укреплению взаимодействия участников Конвенции в вопросах налогообложения и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации в этой области.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения со сделанными оговорками и заявлениями.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.