Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия.
Ряд положений законопроекта требуют уточнения.
В проектируемом пункте 8 статьи 24 Федерального закона следует согласовать абзацы первый и второй в части случаев, наступление которых влечет возникновение оснований, установленных Правительством Российской Федерации для признания декларации о соответствии недействительной.
В проектируемом пункте 2.1 статьи 25 Федерального закона указываются два случая прекращения действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию по истечении устанавливаемого в этом пункте срока, а именно - непроведение в установленный срок органом по сертификации, выдавшим указанный сертификат, инспекционного контроля данной продукции или непредставление этим органом информации о прохождении данного контроля в соответствующий реестр сертификатов соответствия.
При этом проектом допускается возможность нахождения в обращении в течение определенного срока продукции, выпущенной на основании сертификата соответствия, действие которого прекращено, но только если оно было прекращено в связи с непроведением инспекционного контроля.
Кроме того, о невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации в устанавливаемый проектом срок обязан уведомить заявителя, обратившегося за получением сертификата, однако подобное уведомление не предусматривается в связи с непредставлением этим органом информации о прохождении данного контроля в соответствующий реестр сертификатов соответствия.
Таким образом, несмотря на то, что сертификат соответствия прекращает свое действие в связи с неисполнением органом по сертификации своих обязанностей, рассматриваемые проектируемые нормы создают неравные условия для лиц, у которых сертификат соответствия на серийно выпускаемую ими продукцию прекратил свое действие в связи с непредставлением органом по сертификации необходимой информации в соответствующий реестр, и лиц, у которых данный сертификат прекратил свое действие в связи с непроведением органом по сертификации, выдавшим указанный сертификат, предусмотренного инспекционного контроля.
Поскольку неисполнение указанных обязанностей органом по сертификации возможно как по объективным обстоятельствам (например, в связи с прекращением аккредитации (сокращения области аккредитации) органа по сертификации), так и в связи с субъективными причинами (например, из-за недобросовестности органа по сертификации), нуждается в дополнительном обосновании проектируемая норма пункта 2.2 статьи 25 Федерального закона, допускающая заключение заявителем на сертификацию договора с новым органом по сертификации только в связи с прекращением аккредитации (сокращением области аккредитации) органа по сертификации, с которым договор был заключен ранее.
Согласно проектируемому пункту 2.2 статьи 25 Федерального закона договор, заключаемый заявителем на сертификацию, является "договором о передаче прав и обязанностей от органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, иному органу по сертификации". В данном договоре орган, выдавший сертификат соответствия, является должником по отношению к заявителю на сертификацию. Однако с новым органом по сертификации заявитель заключает договор самостоятельно без участия органа, выдавшего сертификат соответствия (прежнего должника). Следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен только по соглашению между первоначальным должником и новым должником.
Исходя из содержания проектируемого пункта 3.1 статьи 26 Федерального закона прекращение аккредитации органа по сертификации или сокращение области его аккредитации является основанием для выдачи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции, что в свою очередь влечет признание выданных сертификатов соответствия недействительными. В таком случае юридически корректным является установление для заявителя возможности заключения нового договора с новым органом по сертификации, а не "договора о передаче прав и обязанностей от одного органа по сертификации другому".
В проектируемом пункте 2.1 статьи 25 Федерального закона не ясно, как соотносятся между собой понятие "периодическая оценка сертифицированной продукции (инспекционный контроль)", которую должен проводить орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, и понятие "оценка соответствия", являющаяся предметом правового регулирования Федерального закона (статья 1).
Терминология проекта нуждается в унификации. Так, одновременно используются понятия "договор о передаче прав и обязанностей от одного органа по сертификации другому" и "договор о передаче сертификата соответствия"; "заявитель, обратившийся за получением сертификата соответствия" и "заявитель на сертификацию", при этом в отдельных случаях имеется в виду лицо, у которого уже имеется сертификат на серийно выпускаемую им продукцию, и которому необходимо его подтверждение, а не получение нового.
В абзаце шестом проектируемого пункта 1 статьи 34 Федерального закона указан "федеральный орган по аккредитации". В то же время согласно статье 31 Федерального закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации, которым является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации.
Наименование упомянутого в абзаце четвертом проектируемого пункта 3 статьи 46 Федерального закона "федерального органа по техническому регулированию" необходимо привести в соответствие с его наименованием, используемым в данном Законе.
Замечания по законопроекту юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в рабочем порядке.
Начальника управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.