Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 647044-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(об уточнении требований к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов в части наличия банковской гарантии и проведения азартных игр)
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 647044-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и другими, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), содержащие требования к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов в части наличия банковской гарантии и проведения азартных игр.
Так, в частности, законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень мероприятий, в ходе которых могут наступить или не наступить события, от которых зависит исход пари, заключаемых в букмекерских конторах или тотализаторах. При этом в рамках указанного перечня мероприятий организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе вправе самостоятельно определять событие. В действующей редакции Федерального закона перечня таких мероприятий не установлено, организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, лишь за исключением случаев, установленных федеральными законами (например, запреты на проведение азартных игр в отношении детско-юношеских спортивных соревнований, выборов, референдума и их результатов в период избирательных кампаний).
Согласно пояснительной записке указанное изменение предлагается к внесению Федеральный закон в целях недопущения организации азартных игр с использованием игровых автоматов под видом букмекерской деятельности.
Кроме того законопроектом предусмотрены направленные на защиту прав и законных интересов участников азартных игр положения, предусматривающие уточнение требований к банку, предоставившему организатору азартных игр в букмекерской конторе банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, а также установление обязанности организатора азартных игр в букмекерской конторе по размещению в доступном для посетителей игорного заведения месте действующей банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр.
Так, согласно законопроекту гарантом, предоставившим банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, может быть только банк, включенный в предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень банков). В соответствии с указанной нормой перечень банков ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банков банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.
Также законопроектом устанавливается требование, согласно которому в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок и процессинговых центрах может использоваться исключительно оборудование, которое:
не является игровым, но с помощью которого осуществляются функции букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок и процессинговых центров (учет и обработка ставок (интерактивных ставок), принятых от участников азартных игр, фиксация результатов азартных игр, расчет сумм подлежащих выплате выигрышей и т.д.);
может использоваться только работниками организатора азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Перечень такого оборудования согласно законопроекту устанавливается Правительством Российской Федерации.
С учетом заявленной цели законопроекта Комитет считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки.
Вместе с тем, ряд положений законопроекта требует уточнения, а предлагаемые им изменения могут потребовать внесения редакционных изменений в другие положения Федерального закона.
Так, из проектируемого пункта 4 части 3.3 статьи 15 Федерального закона неясно, о каких именно итогах голосования, как мероприятия, в ходе которого могут наступить или не наступить события, от которых зависит исход пари, идет речь.
Также целесообразно уточнить проектируемый пункт 1 части 3.3 статьи 15 Федерального закона, включив в него положение части 6 статьи 15 Федерального закона, поскольку оно содержит запрет на заключение пари на детско-юношеские спортивные соревнования.
Также с учетом введения исчерпывающего перечня указанных мероприятий (проектируемая часть 3.3 статьи 15 Федерального закона) целесообразно проработать вопрос о включении в него проектируемого положения части 5 статьи 15 Федерального закона, согласно которой в букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением азартных игр и лотерей.
К законопроекту поступили другие замечания правового и юридико-технического характера, которые, по мнению Комитета, могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.