Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, С.А. Пахомовым и др. (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения, запрещающие управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, а также ресурсоснабжающим организациям уступать право (требование) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо ресурсоснабжающей организации.
Также законопроектом предусматривается исключение из сферы действия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" правоотношений, связанных с передачей полномочий по взысканию просроченной задолженности физического лица кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
В настоящее время, несмотря на введенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" ограничения деятельности организаций, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, имеются факты злоупотреблений при взыскании просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Это подтверждается правоприменительной практикой, которая складывается в пользу граждан и направлена на признание недействительными договоров уступки права требования просроченной задолженности по оплате за жилое помещение коммунальные услуги (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года N 304-ЭС18-7348 по делу N А27-26016/2017, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2017 года N 310-ЭС17-10459 по делу N А68-10683/2015, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2017 года N 310-ЭС17-11476 по делу N А68-10250/2015 и т.д.). При этом суды основываются на положениях статей 10, 166, 167, 168, 382, 383, 384, 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, делая вывод, что личность кредитора имеет существенное значение для должников (плательщиков - физических и юридических лиц), а уступка управляющей организацией права требования, возникшего из договора на управление многоквартирным домом, заключенного ею с потребителями (физическими и юридическими лицами), возможна, если такое условие установлено законом или договором. Взимание платежей по договору управления многоквартирным домом может осуществлять только организация, осуществляющая поставку услуг гражданам по такому договору, соответственно, права на получение (взыскание) спорной задолженности у других лиц не имеется. При этом отчуждение денежных средств из владения управляющей организации влечет последствия для собственников (законных владельцев) имущества в многоквартирном доме, поскольку последние, перечисляя денежные средства управляющей организации, оплачивают потребленные ресурсы и оказанные услуги по содержанию и ремонту как жилых и нежилых помещений, так и общего имущества многоквартирного дома, то есть исполняют обязательства надлежащему кредитору (управляющей организации), который впоследствии обязан расплатиться с ресурсоснабжающими организациями и иными лицами, выполнявшими соответствующие работы и оказывавшими услуги. Законом не предусмотрено право управляющей организации распоряжаться денежными средствами, собранными с жителей дома в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по своему усмотрению, без соответствующего согласия собственников помещений в многоквартирном доме, а, соответственно, уступка прав требования не основана на законе.
К сожалению, указанные правовые выводы Верховного Суда Российской Федерации оказывают влияние лишь на формирование судебной практики. Лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, и ресурсоснабжающие организации продолжают заключать договоры уступки прав требования просроченной задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В свою очередь, это приводит к многочисленным нарушениям прав граждан, которые достаточно подробно изложены в пояснительной записке авторами законопроекта.
Таким образом, безусловно, проблема на сегодняшний день имеется, и ее необходимо решать на законодательном уровне, совершенствуя гарантии прав и законных интересов граждан в процессе взыскания просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поэтому Комитет поддерживает законопроект, направленный на решение обозначенной проблемы.
В тоже время необходимо отметить, что, устанавливая в законопроекте исключительные случаи уступки права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги иным организациям (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив либо ресурсоснабжающая организация), не ясными являются критерии, которым должны соответствовать указанные организации для приобретения права заключить соглашение об уступке права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То есть, иными словами, может ли одно товарищество собственников жилья заключить соответствующее соглашение с другим товариществом либо жилищным кооперативом.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию законопроекта.
На законопроект поступило 55 отзывов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 39 из которых поддерживают законопроект, 16 - замечаний и предложений к законопроекту не имеют.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.