Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 721012-7 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности"
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 721012-7 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности" (далее - Договор, законопроект).
Договор был подписан в г. Вашингтоне в декабре 1987 года и после обмена договаривающимися сторонами ратификационными грамотами вступил в силу 1 июня 1988 года (Договор ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1988 года N 9017-XI). Российская Федерация как государство-продолжатель СССР является стороной Договора. После распада СССР сторонами Договора также формально являются Белоруссия, Казахстан и Украина.
Договор является одним из наиболее знаковых соглашений в области ракетно-ядерного разоружения, сыгравшим ключевую роль в укреплении международной безопасности и стратегической стабильности.
В соответствии с условиями Договора стороны обязались в течение трех лет после вступления его в силу ликвидировать все свои ракеты средней (дальность полета от 1000 до 5500 км) и меньшей (дальность полета от 500 до 1000 км) дальности, пусковые установки таких ракет, а также все вспомогательное оборудование категорий, приведенных в Меморандуме к Договору. Кроме того, стороны договорились не производить и не испытывать новые ракеты указанной дальности и пусковые установки к ним.
Российская сторона рассматривает Договор как существенный элемент стабильности международного правопорядка и российско-американских двусторонних отношений.
В течение всего периода действия Договора Российская Федерация неукоснительно соблюдала его положения, на практике подтверждая свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Вместе с тем, начиная с 1999 года, Американская сторона начала неправомерным образом использовать в испытаниях, заявленных как противоракетные, баллистические ракеты-мишени, аналогичные по характеристикам ракетам средней и меньшей дальности, что дало возможность отрабатывать технологии запрещенных Договором вооружений.
Кроме того, с 2001 года США создают и используют беспилотные летательные аппараты, соответствующие содержащемуся в Договоре определению термина "крылатая ракета наземного базирования" и сопоставимых с наземными ракетами средней дальности и меньшей дальности.
Наиболее серьезным нарушением Договора Американской стороной является осуществление наземного развертывания в Европе под видом решения противоракетных задач универсальных пусковых установок "Mk-41". С 2015 года они находятся на территории Румынии в составе комплексов "Иджис Эшор". Вопреки Договору такие установки позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности "Томагавк" и других ударных вооружений.
Таким образом, действия США в течение достаточно продолжительного времени свидетельствовали о том, что Американская сторона целенаправленно взяла курс на разрушение Договора с тем, чтобы избавиться от международно-правовых ограничений по наращиванию своего ракетного потенциала, которые устанавливаются Договором.
2 февраля 2019 г. США нотой Госдепартамента официально уведомили Российскую Федерацию о приостановлении своего участия в Договоре и начале процедуры выхода из него. В качестве повода для претензий Американская сторона указала на то, что Россией допущено ставящее под угрозу "высшие интересы США" нарушение Договора, которое заключается в производстве, испытаниях и развертывании крылатой ракеты наземного базирования 9 М729, имеющей, по мнению США, запрещенную по Договору дальность 500-5500 км. Причем каких-либо объективных данных, подтверждающих несоответствие ракеты 9 М729 положениям Договора, США так и не представили, а все попытки Российской стороны, направленные на урегулирование взаимных претензий и сохранение Договора, были проигнорированы.
В таких условиях Российская Федерация вынуждена предпринять все необходимые меры в целях обеспечения своей национальной безопасности. В связи с целенаправленным невыполнением США обязательств по Договору Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было заявлено о том, что Россия оставляет за собой право действовать зеркально в том, что касается разработки, производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. При этом, сознавая свою особую роль в поддержании глобального мира и безопасности, Российская Федерация не станет размещать соответствующее вооружение в Европе и других регионах, пока там не будут развертываться американские ракеты средней и меньшей дальности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
Руководствуясь указанным положением Федерального закона, Президент Российской Федерации издал Указ от 4 марта 2019 года N 91, в соответствии с которым выполнение Российской Федерацией Договора было приостановлено с условием, что данное приостановление будет действовать до устранения США допущенных ими нарушений обязательств по Договору или до прекращения его действия.
В связи с неустранением США нарушений обязательств по Договору, на основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации 30 мая 2019 года внес в Государственную Думу соответствующий законопроект о приостановлении Российской Федерацией действия Договора.
Важно отметить, что Российская Федерация не прекращает Договор, а приостанавливает его действие. В соответствии со статьей 2 законопроекта решение о возобновлении Российской Федерацией действия Договора принимается Президентом Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 721012-7 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.