Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) и отмечает:
В соответствии со статьей VI Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в г.г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) государства - участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. В связи с чем деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства - участника Договора.
Во исполнение международных обязательств Закон Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон РФ N 5663-1) и Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" наделяет уполномоченный орган по космической деятельности, а именно Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", полномочием по осуществлению лицензирования космической деятельности, целью которого является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью населения, окружающей среде, обороне и безопасности государства. При этом в настоящее время основные требования к соискателю лицензии (лицензиату), порядок предоставления (переоформления) лицензии на осуществление космической деятельности, а также перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию, а также лицензионный контроль, определяет Правительство Российской Федерации (постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности").
Таким образом, на законодательном уровне порядок осуществления лицензирования и лицензионного контроля в области космической деятельности сейчас не установлен, а также у уполномоченного органа по космической деятельности отсутствуют полномочия по принятию мер административного воздействия в отношении лиц, нарушающих лицензионные требования, включая составление протоколов об административных правонарушениях, что существенно ограничивает в возможных мерах контроля за лицензируемым видом деятельности.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Закон РФ 5663-1 и Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которыми лицензирование космической деятельности предлагается осуществлять в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Одновременно, предлагается Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 184-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнить корреспондирующим положением, регламентирующим возможность осуществления уполномоченным органом по космической деятельности государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, регулирующего космическую деятельность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует читать как "294-ФЗ"
Также законопроектом уточняются положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в соответствии с которыми выданные лицензии будут действовать бессрочно и порядок действия лицензий на осуществление космической деятельности, выданных ранее действовавшим Федеральным космическим агентством, определяется в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Обеспечение безопасности в области космической деятельности является одним из базовых принципов государственной политики в указанной области в соответствии с пунктом 7 Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 г. N Пр-906.
По мнению Комитета, предусмотренные рассматриваемым проектом федерального закона изменения соответствуют международным требованиям и будут способствовать предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в этой области, а также окажут положительное влияние на развитие отечественной ракетно-космической отрасли.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.