Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по контролю и Регламенту (далее - Комитет) в рамках вопросов ведения Комитета рассмотрел проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон Российской Федерации "О космической деятельности") Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" является уполномоченным органом по космической деятельности, к полномочиям которой, в частности, относится осуществление лицензирования космической деятельности.
Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"), Госкорпорация "Роскосмос" осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование космической деятельности, ведение реестра выданных лицензий и лицензионный контроль.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" вопросы лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, были выведены из сферы регулирования Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Статьей 9 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" (в редакции вышеуказанного закона) было определено, что космическая деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом соответствующие корреспондирующие изменения в другие законодательные акты внесены не были, создавая тем самым правовой пробел в обозначенной сфере регулирования отношений. Так, в части 3 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" закреплена и продолжает действовать норма об осуществлении лицензирования космической деятельности в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В настоящее время лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с Положением "О лицензировании космической деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 160. Согласно пункту 11 указанного Положения лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) осуществляется органами государственной власти. Вместе с тем, следует отметить, что Госкорпорация "Роскосмос", обладая в силу закона государственно-властными полномочиями, в том числе по осуществлению лицензионного контроля, не является органом государственной власти. В связи с этим, нормы указанного закона не могут распространяться на отношения, связанные с осуществлением ею лицензионного контроля.
Кроме того, как отмечалось выше, положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в части особенностей организации и проведения проверок, не могут применяться к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования космической деятельности (пункт 12 части 2 статьи 1 закона).
Таким образом, на сегодняшний день порядок проведения лицензионного контроля в сфере космической деятельности на законодательном уровне не установлен.
Представленным законопроектом предусматривается, в частности, распространение сферы действия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" на отношения, связанные с лицензированием космической деятельности. С этой целью вносятся изменения в статью 9 Закона Российской Федерации "О космической деятельности", а также в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Также предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", наделив Госкорпорацию "Роскосмос" полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность.
Помимо этого, законопроектом вносятся уточнения в положения Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в соответствии с которыми выданные лицензии будут действовать бессрочно, а порядок действия лицензий на осуществление космической деятельности, выданных действовавшим ранее Федеральным космическим агентством, определяется в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения, связанные с урегулированием отношений по лицензированию Госкорпорацией "Роскосмос" космической деятельности, позволят устранить имеющиеся пробелы и коллизии правового регулирования в обозначенной сфере, а также будут способствовать повышению качества и эффективности оказания государственной услуги по лицензированию космической деятельности, осуществления лицензионного контроля в космической деятельности.
Вместе с тем, Комитет отмечает несоответствие проектируемой нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части наделения новыми полномочиями Госкорпорации "Роскосмос" положениям Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", определяющим полномочия и функции Госкорпорации.
Кроме того, вопрос наделения Госкорпорации "Роскосмос" контрольными полномочиями, предусмотренными проектируемой нормой, по мнению Комитета, нуждается в дополнительной проработке.
В связи с вышеизложенным, Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.