Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 550201-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении оснований для отсрочки от призыва на военную службу для продолжения обучения)",
внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.А. Шамановым, А.Л. Красовым и др.
(утв. Решением 6 ноября 2018 г. N 88/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 550201-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.А. Шамановым, А.Л. Красовым и др., Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан и от 22 мая 2018 года N 19-П по делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга.
Как следует из указанных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, подпункт "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержит исчерпывающий перечень оснований для права на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую гражданам в связи с получением ими профессионального образования разного вида и уровня.
При этом указанный Федеральный закон ограничивает число отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин, реализуя право на получение образования каждого последующего вида и уровня, может последовательно воспользоваться (абзацы десятый - тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24).
В подсчете таких отсрочек учитывается абзац второй подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому право на отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданам, которые достигают призывного возраста (18 лет) до завершения обучения в общеобразовательной организации (школе).
Однако граждане, реализовавшие свое право на отсрочку от призыва на военную службу по такому основанию, в отличие от своих сверстников, которым 18 лет исполнилось после окончания общеобразовательной школы, оказались лишены права на отсрочку от призыва на военную службу:
- для обучения по программам среднего профессионального образования;
- для продолжения обучения по программе магистратуры (после получения диплома бакалавра).
В связи с изложенным, Конституционный Суд Российской Федерации признал вышеуказанные положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Учитывая это, субъектами права законодательной инициативы, внесшими законопроект, предлагается:
1) предоставить гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в общеобразовательной школе, право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением не только по программам высшего профессионального образования (программам бакалавриата или программам специалитета), но и по программам среднего профессионального образования;
2) предоставить гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в общеобразовательной школе, и воспользовавшимся правом на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в школе, а также в связи с обучением в ВУЗе по программе бакалавриата, такое же право на еще одну отсрочку от призыва на военную службу в связи с продолжением обучения по программе магистратуры, как и у их сверстников, но только которым 18 лет исполнилось после окончания школы.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, законопроект предоставляет гражданам равные возможности для поступления в образовательные учреждения профессионального образования разного уровня, независимо от даты достижения ими призывного возраста, и создает для указанной категории граждан дополнительные условия, обеспечивающие непрерывность образования, что заслуживает безусловной поддержки.
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает с замечаниями. При этом Комитет Государственной Думы по обороне разделяет мнение Правительства Российской Федерации, которое в своем заключении указывает на необходимость решения схожей проблемы, касающейся соблюдения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по программе бакалавриата, если такой гражданин достиг призывного возраста в период освоения программы среднего общего образования, реализовал право на отсрочку от призыва на военную службу при поступлении на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (абзац пятый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а также при их последующем освоении программы магистратуры.
Указанное предложение соответствует концепции законопроекта и может быть учтено при его подготовке ко второму чтению.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.