Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Параметры проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда) на рассматриваемый период сформированы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные показатели бюджета Фонда на 2019 - 2021 годы представлены в следующей таблице:
(млн. рублей) | |||||
Показатели |
2018 г. (Фед. закон N 364-ФЗ от 5.12.2017 г.) |
2018 г. (ожидаемое исполнение) |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
ДОХОДЫ |
708 905,3 |
721 015,1 |
752 953,2 |
782 728,2 |
792 555,8 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая пени и штрафы |
527 830,1 |
531 953,1 |
578 036,8 |
610 686,7 |
652 052,4 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы |
113 863,1 |
114 746,3 |
121 773,6 |
128 655,0 |
137 367,5 |
доходы от размещения временно свободных средств |
1 826,7 |
3 193,9 |
5 997,6 |
5 233,5 |
4 264,0 |
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них: |
64 610,7 |
70 031,3 |
52 059,1 |
52 507,4 |
52 720,1 |
межбюджетные трансферты, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
16 470,0 |
16 470,0 |
3 310,0 |
3 500,0 |
3 740,0 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
29 864,6 |
35 285,2 |
32 893,3 |
33 114,5 |
33 396,6 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
18 276,2 |
18 276,2 |
15 855,9 |
15 892,9 |
15 583,6 |
РАСХОДЫ |
736 603,5 |
700 882,9 |
741 007,8 |
787 439,1 |
823 916,0 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
589 037,4 |
550 701,4 |
586 374,1 |
627 688,3 |
659 280,7 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
99 425,3 |
96 620,2 |
105 884,7 |
110 743,3 |
115 655,1 |
за счет трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМСа на выполнение Фондом государственных функций |
48 140,7 |
53 561,3 |
48 749,1 |
49 007,4 |
48 980,1 |
ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-) |
- 27 698,2 |
20 132,3 |
11 945,4 |
- 4 710,9 |
- 31 360,1 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 44 453,8 |
- 1 802,4 |
- 10 489,2 |
- 28 423,0 |
- 57 932,0 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
16 755,6 |
21 934,7 |
22 434,6 |
23 712,1 |
26 571,9 |
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов были использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы: на 2018 год - 22 811,0 млрд. рублей, на 2019 год - 24 208,0 млрд. рублей, на 2020 год - 25 576,0 млрд. рублей, на 2021 год - 27 308,0 млрд. рублей;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2017 год - 39 167 рублей, на 2018 год - 43 008 рубля, на 2019 год - 45 639 рублей, на 2020 год - 48 099 рублей, на 2021 год - 51 256 рублей;
индекс потребительских цен: за 2018 год - 103,4%, на 2019 год - 104,3%, на 2020 год - 103,8%, на 2021 год - 104,0%;
численность родившихся: на 2018 год - 1 653,2 тыс. чел., на 2019 год - 1 623,2 тыс. чел., на 2020 год - 1 610,7 тыс. чел., на 2021 год- 1 589,3 тыс. чел.
Бюджет Фонда на рассматриваемый период формируется с дефицитом в 2020 - 2021 годах (см. таблицу).
В соответствии с законопроектом (часть 2 статьи 3) устанавливается, что источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:
в 2019 году - остатки денежных средств по указанному виду страхования в объеме 10 489,2 млн. рублей, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2019 года;
в 2020 году - остаток денежных средств по указанному виду страхования в сумме 4 248,2 млн. рублей и остаток денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 24 174,8 млн. рублей, образовавшийся по состоянию на 1 января 2020 года;
в 2021 году - остаток денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 57 932,0 млн. рублей, образовавшийся на начало года.
В связи с этим комитет считает, и неоднократно отмечал ранее, что подобная практика нарушает принципы социального страхования, установленные Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральным законом от 28 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", следует читать как "24 июля 1998 г."
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2019 - 2021 годах не предусматриваются.
Общий объем доходов бюджета Фонда сформирован:
на 2019 год в сумме 752 953,2 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 6,2 процента;
на 2020 год в сумме 782 728,2 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 3,9 процента;
на 2021 год в сумме 792 555,8 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 1,3 процента.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 865 000 рублей - в 2019 году, 912 000 рублей - в 2020 году, 972 000 рублей - в 2021 году;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 83,3% в 2019 - 2021 годах (для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации - 100%).
Справочно: на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов бюджет Фонда рассчитывался, исходя из указанного параметра в размере 83,37%;
пониженные тарифы страховых взносов, с учетом перехода с 2019 года на тариф 2,9% большинства плательщиков, для которых были установлены пониженные тарифы страховых взносов.
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне: 0,9973 в 2019 - 2021 годах.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период 2019 - 2021 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51 процента к начисленной по всем основаниям оплате труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов принят на 2019 - 2021 годы на уровне 0,983.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2019 год в сумме 741 007,8 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 0,6 процентов;
на 2020 год в сумме 787 439,1 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 6,3 процента;
на 2021 год в сумме 823 916,0 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 4,6 процента.
Основные направления расходов бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:
I. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
1.1. При определении расходов на выплату указанных пособий учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособий по временной нетрудоспособности исходя из стажевых периодов (рублей):
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
до 5 лет |
60 |
39 228,49 |
41 976,98 |
44 400,66 |
от 5 лет до 8 лет |
80 |
52 304,66 |
55 969,31 |
59 200,88 |
свыше 8 лет |
100 |
65 380,82 |
69 961,64 |
74 001,10 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2019 год - в сумме 260 226,5 млн. рублей; на 2020 год - в сумме 281 044,7 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 297 344,6 млн. рублей (из расчета оплаты 296,47 млн. дней ежегодно):
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам застрахованным гражданам учитывались положения и нормы, предусматривающие:
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия: в 2019 году - 65 380,82 рублей, в 2020 году - 69 961, 64 рублей, в 2021 году - 74 001,10 рублей.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособия по беременности и родам запланированы: на 2019 год - в сумме 123 013,4 млн. рублей на оплату 135,37 млн. дней; на 2020 год - в сумме 131 834,1 млн. рублей на оплату 134,33 млн. дней и на 2021 год - в сумме 137 621,6 млн. рублей на оплату 132,54 млн. дней.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы на выплату застрахованным лицам пособий в фиксированном размере, определены (в соответствии со статьей 4.2 указанного Федерального закона) с учетом ежегодной индексации с 1 февраля текущего года на индекс роста потребительских цен за предыдущий год: в 2019 году на 3,4%; в 2020 году - 4,3%, в 2021 году -3,8%, а также с учетом прогнозируемого коэффициента рождаемости.
2.1. Размеры указанных пособий:
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка (на 1 января 2019 года - 16 759,09) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
17 328,90 |
18 074,04 |
18 760,85 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (на 1 января 2019 года - 628,47) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
649,84 |
677,78 |
703,54 |
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка запланированы: на 2019 год - в сумме 20 952,3 млн. рублей на оплату 1 102,2 тыс. пособий; на 2020 год - в сумме 21 669,6 млн. рублей (1 093,7 тыс. пособий); на 2021 год - 22 203,4 млн. рублей (1 079,2 тыс. пособий).
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности запланированы: на 2019 год - в сумме 536,1 млн. рублей на оплату 752,1 тыс. пособий; на 2020 год - в сумме 554,5 млн. рублей (746,3 тыс. пособий); на 2021 год - в сумме 568,2 млн. рублей (736,4 тыс. пособий).
2.2. При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
размеры минимальных пособий (см. таблицу):
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
по уходу за первым ребенком: (на 1 января 2019 года - 3 142,33) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
3 249,17 |
3 388,88 |
3 517,66 |
по уходу за вторым и последующими детьми: (на 1 января 2019 года - 6 284,65) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
6 498,33 |
6 777,76 |
7 035,31 |
следующие предельные размеры указанного пособия (см. таблицу):
(рублей) | |||
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
40 |
26 152,33 |
27 984,66 |
29 600,44 |
Расходы бюджета Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы: на 2019 год - в сумме 167 100,3 млн. рублей на оплату 15 926,52 тыс. пособий; на 2020 год - 177 580,9 млн. рублей (15 671,7 тыс. пособий); на 2021 год - 186 001,8 млн. рублей (15 514,98 тыс. пособий).
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение, либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Размеры пособия:
(рублей) | |||
Пособие |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
(на 1 января 2019 года - 5 701,31 рубля) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
5 895,15 |
6 148,64 |
6 382,29 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы на 2019 год - в сумме 504,7 млн. рублей; на 2020 год - 526,0 млн. рублей; на 2021 год - 546,2 млн. рублей (из расчета оплаты 78,04 тыс. пособий ежегодно).
II. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" законопроектом предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
на доставку и пересылку страховых выплат.
1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 2 764,0 тыс. дней ежегодно, расходы на оплату которых прогнозируются на 2019 год в сумме 2 883,7 млн. рублей, на 2020 год - в сумме 3 114,3 млн. рублей, на 2021 год - в сумме 3 295,0 млн. рублей.
2. Расходы на финансовое на обеспечение единовременных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации максимальной суммы указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2019 году на 3,4%; в 2020 году - 4,3%, в 2021 году -3,8%.
Размеры максимальной суммы выплат
(рублей): | |||
Выплата |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
(на 1 января 2019 года - 96 368,45 рубля) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
99 644,98 |
103 929,71 |
107 879,04 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 12 513 выплат ежегодно): на 2019 год - в сумме 1 858,3 млн. рублей; на 2020 год - в сумме 1 877,7 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 1 896,0 млн. рублей.
3. Расходы на финансовое обеспечение ежемесячных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации размера указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Максимальный размер выплаты
(рублей): | |||
Выплата |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
(на 1 января 2019 года - 74 097,66 рубля) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
76 616,98 |
79 011,51 |
82 948,15 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 5 367 360 выплат ежегодно): на 2019 год - в сумме 59 936,3 млн. рублей; на 2020 год - в сумме 63 171,0 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 66 286,7 млн. рублей.
4. Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, предусмотрены в 2019 году в сумме 28 509,1 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 295,4 млн. рублей, в 2020 году - в сумме 29 475,0 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 838,0 млн. рублей, в 2021 году - в сумме 30 704,8 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 18 606,7 млн. рублей.
5. Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2019 год в объеме 243,5 млн. рублей, на 2020 год - в объеме 256,3 млн. рублей, на 2021 год - в объеме 268,6 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на реализацию отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
тыс. рублей | ||||
|
Наименование публично нормативного обязательства |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1. |
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
|
|
|
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы |
28 826 799,3 |
28 826 799,3 |
28 826 799,3 |
|
2. |
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262) |
|
|
|
на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
3 986 938,5 |
4 202 234,4 |
4 479 575,8 |
|
3. |
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" |
|
|
|
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
4. |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
|
|
|
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов; |
55 881,4 |
60 351,9 |
63 852,1 |
|
пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов |
37,2 |
40,1 |
42,5 |
|
5. |
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
13 534,4 |
14 617,2 |
15 464,9 |
|
6. |
Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
227,7 |
245,9 |
260,2 |
|
7. |
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
3,6 |
3,9 |
4,1 |
Комитет обращает внимание, что ассигнования из федерального бюджета на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР), должны рассчитываться в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137.
IV. Расходы Фонда за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Фонд за счет средств, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 законопроекта осуществляет оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, с учетом сохранения в 2019 - 2021 годах стоимости "Родового сертификата" в размере 11,0 тыс. рублей, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов.
На эти цели предусматриваются средства в объеме: в 2019 году - 15 855,9 млн. рублей; в 2020 году - 15 892,9 млн. рублей; в 2021 году - 15 583,6 млн. рублей.
Комитет обращает внимание, что стоимость родовых сертификатов не меняется с 2007 года.
V. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования на 2019 год в сумме 24 566,5 млн. рублей, на 2020 год, - в сумме 25 416,4 млн. рублей, на 2021 год, - в сумме 26 338,4 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
При расчете фонда оплаты труда на рассматриваемый период 2019 - 2021 годов учитывалось повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2019 года на 4,3%, с 1 октября 2020 года - 3,8%, с 1 октября 2021 года - 4%.
Остатки средств бюджета Фонда
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на начало года |
14 737,4 |
4 248,2 |
0,0 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на конец года |
4 248,2 |
0,0 |
0,0 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года |
161 838,5 |
184 273,1 |
183 810,4 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец года |
184 273,1 |
183 810,4 |
152 450,3 |
Выводы и предложения
1. Бюджет Фонда на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется с дефицитом.
В качестве источника покрытия дефицита бюджета Фонда по данному виду страхования уже в 2020 году предусматривается использование остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2021 году - привлечение остатка средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшегося на начало планируемого финансового года.
Комитет считает, что подобная практика нарушает принципы социального страхования, установленные Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Комитет считает необходимым предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в объеме, рассчитанном в полном соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137, что должно составить на период 2019 - 2021 годов в сумме 35,2 млрд. рублей ежегодно.
3. Средства на реализацию Фондом в 2019 - 2021 годах переданных полномочий по оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, рассчитаны с учетом сохранения стоимости родового сертификата на уровне 2018 года в размере 11,0 тыс. рублей.
В то же время, стоимость родовых сертификатов не меняется с 2007 года.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость увеличения размера стоимости родовых сертификатов.
С учетом изложенных выводов и предложений, комитет рекомендует проект федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.