Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации),
внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной, И.В. Медведевым, А.Ю. Брыксиным, А.Г. Кобилевым, В.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной, И.В. Медведевым, А.Ю. Брыксиным, А.Г. Кобилевым, В.В. Ивановым.
Законопроектом предлагается установление ограничения на проведение (исключение необходимости проведения) оценки регулирующего воздействия в отношении дополнительных проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а именно:
1) разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы на продукцию, товары и услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для реализации указанной цели авторами законодательной инициативы предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В настоящее время в соответствии действующей редакцией пункта 1 статьи 26.3-3 Федерального закона N 184-ФЗ ограничения на проведение оценки регулирующего воздействия установлены в отношении: а) проектов законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам; б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.
Правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Авторы законопроекта справедливо обращают внимание, что указанная деятельность требует принятия незамедлительных и безотлагательных мер, направленных в первую очередь на защиту жизни, здоровья и имущества граждан. В связи с чем, проведение процедуры ОРВ нормативных правовых актов, принимаемых в период действия режимов чрезвычайных ситуаций, с учетом сроков её проведения (от 10 до 60 рабочих дней), не позволит субъектам Российской Федерации своевременно выполнить свои публичные функции и обязанности, возложенные на них законом, а также своевременно принять все возможные меры для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, учитывая неотложный характер деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, комитет считает, что предлагаемое исключение необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заслуживает поддержки.
В части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы на продукцию, товары и услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации, комитет сообщает следующее.
В силу положений подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены:
- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Указанные перечни затрагивают достаточно широкий круг правоотношений, непосредственным образом влияющих на деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и связанных, в том числе с расходами (или выпадающими доходами) бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным документом указанная процедура предполагает выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования, который основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры оценки регулирующего воздействия правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений. При этом предусмотрено открытое обсуждение проекта документа с участниками процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы (органы-разработчики, уполномоченный орган, иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы).
Таким образом проектируемое законопроектом исключение необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы на продукцию, товары и услуги, по мнению комитета подлежит дополнительному и всестороннему обсуждению.
Комитет также обращает внимание, что рассматриваемым законопроектом не предусматриваются аналогичные изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта только при условии учета замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.