Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации),
внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной и другими, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить необходимость проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих или отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы за продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что минимальный срок проведения публичных консультаций составляет от 5 до 20 рабочих дней в зависимости от степени регулирующего воздействия1, в связи с чем проведение процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов, принимаемых в период действия режимов чрезвычайных ситуаций, может поставить под угрозу своевременное выполнение субъектами Российской Федерации полномочий, возложенных на них Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что деятельность в области ликвидации чрезвычайных ситуаций изначально предполагает принятие неотложных мер, направленных на защиту жизни и здоровья людей, а также на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, Комитет поддерживает предлагаемое авторами законопроекта исключение необходимости проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В то же время в отношении проектируемого законопроектом исключения необходимости проведения ОРВ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих или отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы за продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Обосновывая необходимость внесения предлагаемых изменений, авторы законопроекта справедливо указывают на то, что в соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, установление основ ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на тот факт, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование тарифов, в том числе, в сферах применения тарифов, которые не урегулированы федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами, регламентирующими процедуру установления тарифов. К таким сферам относится, в частности, установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов).
В этой связи, учитывая, что процедура ОРВ исходит из необходимости выбора наилучшего варианта правового регулирования сферы общественных отношений, который, в свою очередь, основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений, Комитет считает целесообразным уточнить в тексте законопроекта, для каких сфер применения тарифов предполагается сделать исключение из общего правила об обязательности проведения процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы за продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет также обращает внимание, что в законопроекте отсутствует положение, предусматривающее внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и рекомендует при подготовке ко второму чтению дополнить законопроект соответствующим положением.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе поддержать в первом чтении проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной и другими.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
------------------------------
1 Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 (ред. от 26.07.2016) "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.