Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы рассмотрел проект федерального закона N 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о государственном планировании в сфере охраны здоровья граждан), внесенный депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), предусматривающие принятия государственного плана охраны здоровья граждан на шестилетний период, утверждение единых государственных стандартов (показателей) медицинской помощи и обеспечения населения медицинскими услугами, неснижаемых (защищенных) показателей (нормативов) финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также образование Национального совета по охране здоровья граждан в Российской Федерации, региональных и местных советов по охране здоровья граждан.
По мнению Комитета, предлагаемые изменения не в полной мере соотносятся с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О стратегическом планировании"), которым установлены правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями.
Согласно пункту 31 статьи 3 Федерального закона "О стратегическом планировании" документом стратегического планирования является государственная программа Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Срок реализации Государственной программы: 2018 - 2025 годы.
При этом, законопроектом не учтено, что на основании положений Государственной программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные развитие здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
Также, согласно пункту 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, предлагаемое законопроектом установление неснижаемых обязательств бюджетного финансирования оказания медицинской помощи сроком на шесть лет, не согласуется с вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Создание Национального совета по охране здоровья граждан Российской Федерации, а также региональных и местных советов по охране здоровья граждан потребует увеличения бюджетных ассигнований за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств на реализацию соответствующих положений законопроекта, что не соответствует пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации также направила отрицательное заключение на данный законопроект (от 15 октября 2018 года N ЗСП 173/12-03).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и рекомендует его отклонить в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 14 ноября 2018 года (протокол N 73).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.