Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части внедрения информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации) внесен депутатами Государственной Думы М.И. Щаблыкиным, Н.П. Николаевым, А.В. Балыбердиным, А.Н. Ищенко, В.П. Водолацким, А.А. Кавиновым, М.Т. Гаджиевым, Л.И. Черкесовым, Н.В. Говориным, Н.В. Маловым, П.О. Толстым, А.А. Гетта, С.В. Чижовым, Р.В. Кармазиной, Г.К. Сафаралиевым, А.В. Маграмовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части внедрения информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации), внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Щаблыкиным, Н.П. Николаевым, А.В. Балыбердиным, А.Н. Ищенко, В.П. Водолацким, А.А. Кавиновым, М.Т. Гаджиевым, Л.И. Черкесовым, Н.В. Говориным, Н.В. Маловым, П.О. Толстым, А.А. Гетта, С.В. Чижовым, Р.В. Кармазиной, Г.К. Сафаралиевым, А.В. Маграмовым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о торговле) с целью установления правовых основ создания и функционирования информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Законопроект представляет собой очередной шаг в процессе формирования правового поля создания и функционирования национальной системы обязательной маркировки товаров средствами идентификации и гармонизации (встраивания) национального компонента в интеграционный компонент информационной системы маркировки товаров, реализуемый в рамках Евразийского экономического союза (Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, ратифицированное Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 281-ФЗ). В рамках ЕАЭС с 2015 года проводится пилотный проект маркировки товаров контрольными (идентификационными знаками) по товарной позиции меховые изделия. Реализация данного пилотного проекта, начавшаяся в 2015 - 2016 годах, продлена на 2017 - 2018 годы.
Информационная система является неотъемлемой частью процесса обязательной маркировки товаров, ее функционирование обеспечивает законность, прозрачность и прослеживаемость товарооборота. Введение обязательной маркировки товаров средствами идентификации направлено на защиту государственных интересов, законных интересов хозяйствующих субъектов, соблюдение прав потребителей, также данная мера призвана пресечь распространение на территории Российской Федерации контрафактной и фальсифицированной продукции, сформировать прозрачную среду товарооборота и обеспечить прослеживаемость товарных потоков.
Пунктом 1 ст. 1 законопроекта дополняется статья 2 Федерального закона о торговле новыми пунктами 11-19, в соответствии с которыми в понятийный аппарат включаются специальные термины, применяемые в процессе маркировки товаров и информационном сопровождении оборота таких товаров.
Пунктом 2 ст. 1 законопроекта уточняются полномочия Правительства Российской Федерации, связанные с внедрением информационной системы мониторинга маркируемых товаров. В частности, закрепляются полномочия по утверждению отдельных характеристик к средствам идентификации (структура и форматы кодов маркировки, кодов идентификации, кодов проверки) и требований к техническим средствам формирования кодов, по утверждению порядка изъятия, уничтожения немаркированных товаров, размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов и т.д.
Пунктом 3 ст. 1 законопроекта в Главу 4 "Меры по развитию торговой деятельности" Федерального закона о торговле вводится новая статья 20.1 "Информационная система мониторинга за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации". Устанавливается, что информационная система мониторинга предназначена для автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости.
Определяется, что порядок создания, ввода (вывода) в эксплуатацию и др. вопросы эксплуатации информационной системы мониторинга, ее взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Устанавливается объем обязательной информации, размещаемой в информационной системе мониторинга, к которой отнесены сведения об участниках оборота подлежащих маркировке товаров, сведения о маркируемых товарах и их обороте, сведения о средствах идентификации, сведения об используемых для обмена информацией технических средствах, сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации и т.д.
Оператор информационной системы, определяемый Правительством Российской Федерации, обеспечивает централизованное формирование (генерацию) кода проверки с использованием российских криптографических технологий.
Вводится ответственность участников оборота товаров за полноту, достоверность и своевременность предоставления информации об обороте подлежащих маркировке средствами идентификации товаров.
Отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 г. N 487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 487-ФЗ) Правительство Российской Федерации уже наделено полномочиями по "утверждению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации, правил маркировки отдельных товаров средствами идентификации, а также порядка информационного обеспечения маркировки таких товаров". Указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Реализация законодательно установленных полномочий Правительства Российской Федерации выразилось в принятии ряда основополагающих в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации нормативных правовых актов.
В частности, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации, в качестве координатора деятельности по организации модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р), на добровольной основе со стороны хозяйствующих субъектов проводятся эксперименты по маркировке табачной продукции (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1433) и обувных товаров (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 620). Срок введения обязательной маркировки товаров из утвержденного перечня (10 пунктов: духи, шины, предметы одежды, блузки, пальто, фотокамеры и др.) определен с 1 декабря 2019 года, за исключением табака и обувных товаров, по которым проводятся эксперименты, продолжительность 1 год. После окончания экспериментов в отношении табачной продукции срок обязательной маркировки предусматривается с 1 марта 2019 г., для обувных товаров - с 1 июля 2019 г.
При этом, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают методические рекомендации по проведению экспериментов, анализируют сведения, передаваемые участниками эксперимента в национальную информационную систему, осуществляется мониторинг процессов маркировки, в частности, табачной продукции и обувных товаров, проводится оценка результатов эксперимента. Полученные в ходе проведения экспериментов результаты являются основанием для пересмотра, уточнения или корректировки требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам или уполномоченным органам власти в процессе маркировки.
Кроме этого, Федеральным законом от 28.12.2017 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" установлены вступающие в силу с 1 января 2020 года требования обязательной маркировки лекарственных средств.
Таким образом, для обеспечения эффективного запуска и работы системы обязательной маркировки товаров на законодательном уровне требуется установить правовые ориентиры создания и функционирования национальной информационной системы, которые впоследствии будут развиты и детализированы в подзаконных актах Правительства Российской Федерации. Данные мероприятия имеют комплексный характер и проводятся в целях реализации международных обязательств Российской Федерации, предусмотренных Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, и Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2016 г. N 2592-р). В соответствии с п. 17 Плана первоочередных мероприятий по реализации указанной Стратегии срок установления в Российской Федерации правовых основ маркировки товаров средствами идентификации определен II квартал 2019 года.
Комитет, концептуально поддерживая законопроект, тем не менее, обращает внимание на имеющиеся замечания.
На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона о торговле, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2 Федерального закона о торговле). Сфера регулирования Федерального закона о торговле не затрагивает правовые отношения, возникающие при производстве, хранении, транспортировке товаров, а к субъектам, в отношении которых установлены обязательные требования, производители не относятся, однако законопроект предусматривается введение требований ко всем участникам оборота товаров, а не только субъектам торговой деятельности, в том числе к производителям товаров (п/п. 19 п. 1 ст. 1 законопроекта).
Кроме этого, руководствуясь п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". В этой связи, дополнительному обсуждению подлежат предлагаемые законопроектом изменения в понятийный аппарат. Так, отдельные понятия из предложенных законопроектом дублируют, причем, не совсем точно, понятия, содержащиеся в Соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, а отдельные не соответствуют им - "товары, маркированные средствами идентификации", "средство идентификации", "участники оборота товаров.
Принимая во внимание, что в качестве базовых принципов функционирования системы маркировки товаров в Российской Федерации в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации Модели функционирования указанной системы (п. 2 "б") является "обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации", считаем целесообразным уточнить редакцию абз.5, п/п "б", п. 2 законопроекта, предусматривающую наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению "размера оплаты за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, а также порядок ее взимания". В этой связи представляется, что во избежание излишней нагрузки на субъектов предпринимательства в случае произвольного расчета и необоснованного завышения размера оплаты за оказание услуг по предоставлению кодов, подходы и критерии определения такого размера оплаты целесообразно закрепить в Федеральном законе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абз.5, п/п "б", п. 2 законопроекта" следует читать "абз.5, п/п "б", п. 2 статьи 1 законопроекта"
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части внедрения информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации) и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.