Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 509831-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части правового регулирования отношений, связанных с созданием, ликвидацией и изменением границ игорных зон),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 509831-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регулирующие отношения, связанные с созданием и ликвидацией игорных зон, а также ввести правовое регулирование процедуры изменения границ игорных зон.
Так, часть 7 статьи 9 Федерального закона предусматривает, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством Российской Федерации до истечения десяти лет со дня ее создания.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон новыми положениями, предусматривающими регулирование указанных правоотношений в случае ликвидации игорной зоны либо изменения ее границ, повлекшего невозможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, как по истечении десяти лет со дня ее создания, так и в случае ликвидация игорной зоны либо изменения ее границ до истечения десяти лет, что может быть реализовано только на основании соответствующего федерального закона.
Указанными положениями в частности предусматривается, что в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о ликвидации игорной зоны либо изменения ее границ, повлекшего невозможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, по истечении десяти лет со дня ее создания срок ликвидации игорной зоны или изменения ее границ не может быть менее чем 3 года со дня принятия такого решения Правительства Российской Федерации. При этом в указанном случае убытки организаторов азартных игр либо иных лиц, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в такой игорной зоне, возмещению не подлежат. В случае же ликвидации игорной зоны либо изменения ее границ, повлекшего невозможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, до истечения десяти лет со дня ее создания на основании федерального закона законопроектом предусматривается компенсация реального ущерба, причиненного организаторам азартных игр либо иным лицам, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в такой игорной зоне. При этом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядков определения размера компенсации (реального ущерба) и возмещения указанного ущерба. Также Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по определению порядка изменения границ игорных зон и принятию соответствующих решений об изменении границ игорных зон.
Законопроектом также предлагается дополнить критерии отбора земельных участков для создания игорных зон. Предполагается, что такие земельные участки помимо критериев, установленных Федеральным законом, должны иметь общие границы.
Законопроектом предусмотрено, что его положения распространяются на правоотношения, связанные с последствиями ликвидации и изменения границ игорных зон, созданных после вступления в силу Федерального закона. Исключение составляет положение законопроекта в части регулирования правоотношений в случае ликвидация игорной зоны либо изменения ее границ по истечении десяти лет со дня ее создания (невозмещение убытков в случае ликвидация игорной зоны либо изменения ее границ). Указанное положение применяется в отношении игорных зон, созданных до вступления в силу проектируемого федерального закона, по истечении десяти лет со дня вступления в силу проектируемого федерального закона. Одновременно в отношении игорной зоны, подлежащей в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ликвидации до 1 января 2019 года (игорная зона "Азов-Сити"), из указанного положения предусмотрено исключение. При этом законопроект предусматривает, что разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в указанной игорной зоне аннулируются органом управления игорной зоной не позднее 1 января 2019 года.
Согласно пояснительной записке реализация проектируемых норм Федерального закона предполагает создание для организаторов азартных игр в игорных зонах правовой определенности в части планирования своей экономической деятельности, а также гарантии возмещения реального ущерба в указанном случае.
С учетом заявленной цели законопроекта Комитет считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки.
Вместе с тем, учитывая положения законопроекта в части регулирования правоотношений в случае ликвидация игорной зоны либо изменения ее границ до истечения десяти лет на основании федерального закона, усматривается необходимость приведения в соответствие с ними части 7 статьи 9 Федерального закона, предусматривающей, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством Российской Федерации до истечения десяти лет со дня ее создания.
К законопроекту поступили другие замечания правового и юридико-технического характера, которые, по мнению Комитета, могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.