Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 494344-7 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об установлении административной ответственности за нарушение порядка обеспечения лекарственными препаратами),
внесенный А.В. Беляковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на введение административной ответственности за нарушение порядка обеспечения лекарственными препаратами.
В этих целях предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 6.34, устанавливающей административную ответственность за несвоевременное и (или) оказанное не в полном объеме обеспечение граждан лекарственными препаратами и (или) специализированными продуктами лечебного питания региональными органами власти в сфере охраны здоровья.
Проектом предлагается установить ответственность за указанные правонарушения при обеспечении льготными лекарствами и при оказании медицинской помощи гражданам с заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний.
В отношении изложения диспозиции проектируемой правовой нормы считаем возможным отметить, что в тексте законопроекта автором используются такие термины как "несвоевременное и (или) оказанное не в полном объеме обеспечение". При этом отмечаем, что диспозиция правовой нормы должна отвечать требованиям ясности и недвусмысленности, содержать точное описание деяния, влекущего административную ответственность.
Более того, формулировка "обеспечение" не раскрывает круга конкретных действий (функций) субъекта Российской Федерации, неисполнение которых повлечет административную ответственность.
Следует также отметить, что отсутствие в законодательстве единообразного правового регулирования по вопросам обеспечения указанных выше категорий граждан лекарственными препаратами и (или) специализированными продуктами лечебного питания может привести к расширительному толкованию данных понятий и вызвать затруднения в правоприменительной практике.
Кроме того следует обратить внимание на то, что в законопроекте не определены государственные органы, должностные лица которых будут наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой нормой, а также должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Также обращаем внимание на то, что санкция проектируемой статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей. Однако по общему правилу в соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса административный штраф для указанной категории субъектов ответственности не должен превышать пятидесяти тысяч рублей. Установление штрафа в повышенном размере предполагает внесение изменений в указанную статью. При этом автором законодательной инициативы корреспондирующих изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса, устанавливающую максимальные размеры административных штрафов для должностных лиц, не вносится.
Помимо изложенного отмечаем, что из текста пояснительной записки следует, что среди причин ухудшения лекарственного обеспечения населения названы дефицит бюджетных средств регионов и сокращение выпуска лекарственных средств. В связи с этим подлежит уточнению обоснованность привлечения должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в том случае, если нарушение порядка обеспечения лекарственными препаратами произошло по независящим от них причинам (недобросовестные поставщики, отсутствие определенных лекарственных препаратов и др.).
Представляется, что проблема эффективной реализации права на своевременное лекарственное обеспечение в действительности требует урегулирования, однако дальнейшее совершенствование законодательства в обозначенной сфере возможно не в рамках представленной законодательной инициативы, а посредством комплексного согласования смежных отраслей права.
Полагаем, что в представленной редакции принятие законопроекта не представляется возможным.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 494344-7 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.