Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закон направлен на регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы, к которым рассматриваемым законопроектом отнесены образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм.
По проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем по законопроекту имеются отдельные замечания правового характера.
В частях 1 и 6 статьи 8 законопроекта указано законодательство Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе. В этой связи обращаем внимание, что обобщающая формулировка "законодательство Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе" в законопроекте не раскрывается. При этом, например, в части 6 статьи 26 законопроекта используется формулировка "законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о государственном (муниципальном) социальном заказе".
В части 1 статьи 1 законопроекта используется термин "социальная защита". Однако с учетом содержания законопроекта и изменений, предлагаемых для внесения в федеральные законы в связи с принятием указанного федерального закона (проект федерального закона N 519539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект N 519539-7), речь идет о социальном обслуживании граждан.
В пункте 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере должен содержать указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг. При этом в статье 9 законопроекта установлены "способы отбора исполнителей услуг".
В пункте 6 статьи 2 законопроекта используется словосочетание "принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (правовыми актами)". Возникает вопрос о правовом значении такой конструкции, поскольку понятие "правовой акт" включает в себя и нормативный правовой акт.
В статьях 3 и 4 законопроекта устанавливаются права потребителей услуг и обязанности исполнителей услуг, что не согласуется с предметом регулирования федерального закона (см. часть 1 статьи 1 законопроекта). Кроме того, данные положения дублируют, например, нормы статей 9 и 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Кроме того, согласно пункту 6 части 1 статьи 4 законопроекта исполнитель услуг обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом пунктом 1 части 1 статьи 4 законопроекта предусмотрена обязанность исполнителя услуг осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Обращаем внимание, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты не входят в понятие "законодательство Российской Федерации".
В абзаце тринадцатом части 2 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что выбор способа исполнения государственного (муниципального) социального заказа должен осуществляться в том числе исходя из количества "государственных и частных организаций". Следует уточнить, что понимается под "частными организациями". При этом необходимо учитывать, что в Гражданском кодексе Российской Федерации используется термин "частные учреждения" (статья 123.23). Кроме того, неясно, почему в данном положении законопроекта не указаны муниципальные организации.
В статье 8 законопроекта следует предусмотреть, кто может быть операторами электронной площадки, а также порядок их отбора.
В части 1 статьи 13 законопроекта необходимо уточнить, что считается днем начала конкурса, исходя из которого уполномоченный орган размещает объявление о проведении конкурса, и каким способом информация о нем доводится до сведения участников конкурса (см., например, соответствующие положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В пункте 10 части 2 статьи 13 законопроекта неясно, что понимается под информацией о дополнительных требованиях, установленных федеральными законами или Правительством Российской Федерации. В случае, если речь идет о дополнительных требованиях к участникам конкурса, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и иных требованиях к ним, устанавливаемых федеральными законами (см. пункты 10, 11 части 3 статьи 9 законопроекта), то все предъявляемые к участникам конкурса требования должны содержаться в объявлении о проведении конкурса в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 13 законопроекта.
В целях ясности и недвусмысленности правовой нормы нуждается в уточнении положение части 4 статьи 23 законопроекта, в соответствии с которым исполнитель услуг исключается из реестра исполнителей по сертификату в случае его несогласия с "такими условиями оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере".
Положения главы 3 законопроекта, предусматривающие контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе, нуждаются в соотнесении с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). При этом обращаем внимание на то, что в законопроекте N 519539-7 не предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ. В то же время в перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", содержится указание на внесение изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.