Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 564258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части проведения торгов исключительно в электронной форме), внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 13 ноября 2018 г. N 81/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 ноября 2018 года (протокол N 153, пункт 59) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 564258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части проведения торгов исключительно в электронной форме), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ) в части установления процедуры проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества исключительно в электронной форме, а также о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, и об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Прежде всего, следует отметить, что статьей 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме" в настоящее время установлен механизм проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. Однако в действующем регулировании такая форма проведения продажи государственного и муниципального имущества в ходе приватизации не является обязательной.
Вместе с тем, согласно пояснительной записке, с 2017 года осуществляется работа по распространению и внедрению опыта электронных торгов на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На уровне субъектов Российской Федерации механизм проведения продажи приватизируемого имущества в электронной форме в достаточной степени не используется, договоры с электронными площадками заключены только 40% субъектов Российской Федерации, из которых не все пользуются услугами электронных площадок. При этом на федеральном уровне с конца 2016 года продажа приватизируемого федерального имущества осуществляется в электронной форме, а также на протяжении 2017 года и по настоящее время - проводится исключительно в электронной форме.
Тем самым, цели принятия законопроекта связываются с оптимизацией приватизационных процедур продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, что призвано обеспечить прозрачность проведения торгов и позволит распространить практику использования электронных приватизационных торгов на всей территории Российской Федерации с учетом имеющегося опыта на федеральном уровне. Кроме того, положениями законопроекта исключается возможность проведения торгов с закрытой формой подачи претендентом предложений о цене продаваемого имущества (в запечатанных конвертах), что позволит повысить прозрачность и открытость процедуры проведения торгов государственного и муниципального имущества. В связи с чем, по мнению Комитета, предлагаемые изменения заслуживают поддержки.
Однако необходимо отметить, что приведенный разработчиками законопроекта анализ распространения и внедрения опыта электронных торгов отражает таковой лишь на уровне субъектов Российской Федерации и не приводит такого анализа по муниципальным образованиям. При этом положениями законопроекта устанавливается обязательность проведения продажи в электронной форме и муниципального имущества.
Кроме того следует учитывать, что проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - продажа в электронной форме) осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки (пункт 3 статьи 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ). Размещение информационного сообщения о проведении продажи в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона (пункт 6 статьи 32.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ). Исходя из анализа вышеуказанных положений, при продаже муниципального имущества органы местного самоуправления обязаны размещать в установленном порядке в сети "Интернет" соответствующие сведения о проведении продажи в электронной форме. Однако в настоящее время вызывает обеспокоенность вопрос общедоступности сети "Интернет" для всех муниципальных образований. Тем самым, по мнению Комитета, ставится под сомнение возможность проведения продажи исключительно в электронной форме муниципального имущества в тех муниципальных образованиях, где сеть "Интернет" отсутствует.
Вместе с тем, следует отметить, что по существу проектируемые нормы кардинально не меняют установленного порядка и процедур приватизации государственного и муниципального имущества, не видоизменяя баланса частных и публичных интересов в распоряжении объектами публичной собственности.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 564258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части проведения торгов исключительно в электронной форме).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.