Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 519539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений в федеральные законы, регламентирующие оказание государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, в целях приведения их положений в соответствие с проектом федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект N 519530-7).
Законопроектом N 519530-7 предусматривается привлечение негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, путем использования конкурентных способов отбора исполнителей услуг - конкурсов и сертификатов, дающих право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу, наравне с утверждением государственных заданий подведомственным государственным учреждениям.
Статьей 1 рассматриваемого законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), который дополняется новой статьей 83.1, содержащей положения, исключающие возможность использования конкурентных способов отбора исполнителей услуг (конкурс, сертификаты) в отношении государственных услуг по оказанию медицинской помощи в рамках клинической апробации, поскольку указанные услуги носят уникальный характер и оказываются исключительно федеральными государственными учреждениями. Таким образом, указанные услуги будут включаться в социальный заказ, но оказываться будут только на основании государственного задания.
Кроме того, устанавливается право уполномоченных органов власти определять перечень и объем услуг, включаемый в социальный заказ, который будет оказан на основании государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает, что предлагаемый подход позволит нивелировать возможные риски применения конкурсов и сертификатов в отношении услуг, которые нецелесообразно выводить на конкурентный рынок.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми предусматривается:
уточнение, что обучение детей по месту длительного лечения за пределами субъекта Российской Федерации, где они проживают, обеспечивается за счет средств региона, в котором проживают обучающиеся;
положение, согласно которому оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями на основании утвержденных государственных (муниципальных) заданий;
установление, что отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях исполнения государственного (муниципального) заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования осуществляется путем конкурсного распределения контрольных цифр приема.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в своем заключении на законопроект отмечает, что предоставление общего образования обучающимся, нуждающимся в длительном лечении за пределами муниципального образования, на территории которого они проживают, в образовательных или медицинских организациях по месту прохождения лечения обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых проживают такие обучающиеся, требует конкретизации в части порядка предоставления общего образования данной категории детей, механизма передачи финансовых средств от образовательной организации, в которой обучался ребенок в ту образовательную организацию, в которой планируется его обучение в период его нахождения за пределами региона, где он проживает, при прохождении длительного лечения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало замечания правового характера в части изменений, предусмотренных статьей 2 законопроекта.
Статьей 3 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации", который дополняется положением, позволяющим использовать индивидуальную программу предоставления социальных услуг как сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в части финансового обеспечения социального обслуживания.
Кроме того корректируются положения статьи 30 указанного Федерального закона в части финансового обеспечения оказания социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально-ориентированными некоммерческими организациями после вступления в силу законопроекта N 519530-7.
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", дополняя его положениями, позволяющими осуществлять спортивную подготовку на основании государственного социального (муниципального) заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере. При этом выполнение государственного социального заказа на оказание государственных услуг по спортивной подготовке, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, осуществляется путем государственного задания на оказание таких услуг.
Комитет обращает внимание, что рассматриваемым законопроектом не вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
При этом статьей 1 законопроекта N 519530-7 в число отраслей социальной сферы, на которые предлагается распространить действие законопроекта, после вступления его в силу, включена занятость населения.
Статьей 5 законопроекта устанавливается срок введения его в действие с 1 января 2019 года, а также предусматривается отложенное действие нормы в части оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования путем предоставления сертификата на получение таких услуг до 1 января 2022 года.
Оказание указанных услуг по сертификату до этого времени, возможно, при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, решения о реализации с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года пилотного проекта по организации оказания указанных услуг в сфере образования путем предоставления сертификата.
Комитет полагает, что требует обсуждения установленный законопроектом срок введения его в действие с 1 января 2019 года.
Кроме того, в целях детальной отработки способа оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования путем предоставления сертификата и мониторинга его результатов, представляется целесообразным увеличить период проведения эксперимента по организации оказания услуг в сфере образования путем предоставления сертификата в пилотных регионах.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в своем заключении отмечает, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и, следовательно, решение о реализации пилотного проекта по организации оказания данных муниципальных услуг путем предоставления сертификата должно приниматься органами местного самоуправления, а не органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комитеты-соисполнители, - Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, законопроект поддерживают, замечаний не имеют.
Комитеты-соисполнители, - Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Государственной Думы по образованию и науке, концепцию законопроекта поддерживают с учетом представленных замечаний и предложений.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний к законопроекту не имеет. В заключении имеются замечания правового и юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживает.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, не имеет замечаний и предложений к законопроекту.
На законопроект поступило 30 отзывов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 29 отзывах законопроект поддерживается, в 1 отзыве законопроект поддерживается с замечаниями.
От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 54 отзыва, в 47 отзывах законопроект поддерживается, в 6 отзывах законопроект поддерживается с замечаниями, в 1 отзыве законопроект не поддерживается.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении при условии учета высказанных замечаний ко второму чтению.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.