Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 23 октября 2018 г. N 58-4
на проект федерального закона N 519539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона в части внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Пунктом 1 статьи 2 Законопроекта предлагается дополнить статью 41 Закона об образовании частями 7 и 8, в которых регламентируются вопросы организации продолжения гражданами освоения основных общеобразовательных программ в образовательных или медицинских организациях по месту прохождения длительного лечения за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого они постоянно проживают, включая вопросы финансового обеспечения реализации указанных программ. Комитет отмечает, что предлагаемые нормы никоим образом не связаны с принятием законопроекта "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Предлагаемые в данной части изменения направлены на решение только одной проблемы, связанной с обучением детей, нуждающихся в длительном лечении. Комитет полагает, что было бы более целесообразным решать проблему комплексно для всех групп и категорий детей, которые обучаются вне места постоянного проживания. Помимо сказанного, Законопроект, по сути, оперирует понятием обязанности по организации и обеспечению предоставления общего образования, но такие полномочия установлены нормами статей 8 и 9 Закона об образовании.
Комитет считает, что предложенная в части 7 правовая конструкция ограничивает конституционные гарантии граждан на получение общего образования при длительном лечении. Правовая конструкция, предложенная в части 8, не учитывает того обстоятельства, что финансирование расходов на реализацию программ общего образования обеспечивается одновременно за счет средств бюджетов двух уровней - бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета.
Комитет также обращает внимание на то, что в соответствии с частью 6 статьи 41 "Охрана здоровья обучающихся", частями 10 и 11 статьи 66 "Начальное общее, основное общее и среднее общее образование" Закона об образовании порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению Комитета, дополнение статьи 41 Закона об образовании частью 8 является избыточным, поскольку конституционное право на получение образования не связано с местом нахождения ребенка, а предлагаемое обучение в медицинских организациях не всегда может быть возможным в силу отсутствия у них соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности. Кроме этого, вопросы организации финансового обеспечения обучения граждан, находящихся на длительном лечении вне места своего постоянного проживания, предложенные в законопроекте для включения в часть 8 статьи 41 Закона об образовании, должны были бы регулироваться в статье 99 указанного закона.
Пунктом 2 статьи 2 Законопроекта предлагается дополнить статью 83 Закона об образовании частью 2.1 и частью 7.1. В части оценки существа предложенных законопроектом в части 2.1 норм, Комитет считает, что они противоречат концепции части 3 статьи 100 Закона об образовании, поскольку частью 2.1 определяются случаи, когда контрольные цифры приема на обучение по отдельным профессиям, специальностям и направлениям подготовки по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в области искусств распределяются и устанавливаются исключительно государственным и муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Пояснительная записка к законопроекту не содержит объяснения причин и оснований для такого изъятия из основного законопроекта "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Комитет обращает внимание на то, что нормы, вводимые частью 2.1, не имеют отношения к содержанию статьи 83, поскольку в ней регулируются особенности реализации образовательных программ в области искусств, а не распределение контрольных цифр приема. Вопросы установления КЦП регулируются в части 3 статьи 100 Закона об образовании.
В части оценки существа предложенных законопроектом в части 7.1 норм, Комитет считает, что они противоречат нормам части 6 статьи 83 Закона об образовании.
Пунктом 3а статьи 2 Законопроекта предлагается изменить редакцию части 1 статьи 99 Закона об образовании. По мнению Комитета, предлагаемые изменения являются юридико-техническими и не вносят содержательных изменений в действующую норму.
Пунктом 3б статьи 2 Законопроекта предлагается изменить редакцию части 5 статьи 99 Закона об образовании и установить, что порядок отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется в порядке, установленном статьей 100 Закона об образовании, регламентирующей порядок распределения контрольных цифр приема. По мнению Комитета, указанная норма, по сути, неоправданно выводит отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, из под действия норм, представленных в законопроекте "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Комитет также полагает, что предлагаемые изменения не соответствуют содержанию статьи 99 Закона об образовании, которая посвящена особенностям финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Кроме этого, Комитет не поддерживает исключение норм действующей сейчас части 5 статьи 99 Закона об образовании, возникающее в результате изменения редакции части 5 статьи 99 Закона об образовании.
Пунктом 4 статьи 2 Законопроекта предлагается внести изменения в часть 3 статьи 101 Закона об образовании, заменив слова "соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат" на слова "соглашением, заключенным по результатам отбора исполнителей услуг в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования". Комитет отмечает, что указанные изменения могут быть внесены только после внесения соответствующих изменений об исполнении государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В статье 5 рассматриваемого законопроекта устанавливается, что в случае его принятия нормы законопроекта вступают в силу с 1 января 2019 года, а организация оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования путем предоставления сертификата на получение таких услуг, предусмотренного Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", до 1 января 2022 года возможна при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, решения о реализации с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года пилотного проекта по организации оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования путем предоставления сертификата.
Комитет отмечает, что предлагаемая в статье 5 законопроекта норма о пилотном проекте не корреспондирует с нормами статьи 20 Закона об образовании, в которой подробно раскрывается содержание экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в том числе устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по указанным вопросам. Комитет также считает, что предложенная дата вступления в силу будущего федерального закона требует дополнительного обсуждения.
Суммируя изложенное, Комитет считает, что концепция предложенных в статье 2 рассматриваемого законопроекта изменений не в полной мере соответствует концепции законопроекта "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", поскольку одна часть предлагаемых норм не связана с приведением норм Закона об образовании в соответствие этому законопроекту, а другая часть, устанавливающая отдельные ограничения применения норм законопроекта "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", нуждается в дополнительном обосновании. В пояснительной записке к законопроекту "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" указывается, что "законопроект не вменяет в обязанность публично-правовому образованию использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создает правовое поле, в рамках которого будет осуществляться такой отбор, если публично-правовое образование примет соответствующее решение". Вместе с тем, если публично-правовое образование оценивает сложившуюся систему оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования как достаточную и эффективную, то оно может оставаться в рамках использования действующих в настоящее время инструментов организации и финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере образования (например, используя исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений). Если это так, то изъятия любых областей из поля рассматриваемого законопроекта не имеют смысла.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает принятие статьи 2 в составе законопроекта N 519539-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" в первом чтении и считает необходимым исключить ее из состава рассматриваемого законопроекта.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.