Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 566269-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части усовершенствования контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала при их направлении на улучшение жилищных условий), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 октября 2018 года (протокол 151, пункт 67) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 566269-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект).
1. Законопроектом предлагается установить в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий наличие информации о признании непригодным для проживания жилого помещения и (или) многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, приобретение которого в соответствии с указанным заявлением планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Так, законопроектом предусматривается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют запрос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) об отсутствии или наличии в отношении жилого помещения указанной информации.
В пояснительной записке содержится информация Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении в первом полугодии 2017 года 236 640 заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения, в том числе с использованием заемных средств, было выявлено 1255 случаев, подтверждающих факт незаконного использования средств материнского (семейного) капитала в связи с приобретением жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания.
Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения, поскольку они позволят исключить возможность приобретения таких помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала.
2. В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" граждане вправе направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, обеспеченным ипотекой и заключенным не только с кредитной организацией и кредитным потребительским кооперативом, но и с иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, действующее законодательство позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала, в том числе и некредитным организациям, которые не относятся к организациям, подконтрольным Банку России и другим государственным органам.
Как следует из пояснительной записки займы предоставляются "иными" организациями по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает затраты семьи на приобретение жилья за счет оплаты повышенных процентов и риски несвоевременной оплаты либо неоплаты основного долга и процентов по полученному займу. Данное обстоятельство может привести к изъятию заложенного (часто единственного) жилья заемщика.
В связи с этим риски неправомерных действий с использованием средств материнского (семейного) капитала, направляемых в погашение займов, выдаваемых такими организациями, остаются высокими.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, в период 2015 - 2017 годов и I квартал 2018 года правоохранительными органами возбуждено 599 уголовных дел в отношении организаций, выдавших займы, из них в отношении "иных" организаций - 463 уголовных дела.
Законопроектом предлагается исключить "иные" организации из числа организаций, предоставляющих займы, на погашение которых возможно направление средств материнского (семейного) капитала, при этом законопроектом предлагается включить в число указанных организаций единый институт развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ"), а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, выделив их из числа "иных" организаций.
Предлагаемые изменения позволят установить исчерпывающий перечень организаций, контролируемых Банком России, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, и при этом не повлекут за собой ущемления прав граждан в части распоряжения ими средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Кроме того, необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до дня их вступления в силу.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 566269-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.