Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 14296-7 "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(новая редакция)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование правового регулирования и установление единого подхода в применении положений статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 156 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. При этом само понятие жестокого обращения с несовершеннолетним в действующем законодательстве отсутствует.
На необходимость законодательного определения такого понятия указывалось еще в Докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год. Было отмечено, что отсутствие в статье 156 УК РФ четкого понятия "жестокое обращение с ребенком" вызывает в практической деятельности трудности при доказывании фактов жестокого обращения с ребенком и привлечении виновных лиц к ответственности.
О необходимости совершенствования уголовного законодательства в сфере противодействия жестокому обращению с детьми и внесения изменений в статью 156 УК РФ также отмечалось в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 462-СФ "О мерах по совершенствованию механизма усыновления детей гражданами Российской Федерации".
На отсутствие четкого понятийного аппарата в данной сфере указывается и в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год. В Докладе отмечается, что с 1996 года сотрудники прокуратуры, правоохранительных органов и судьи по-прежнему субъективно определяют признаки "жестокого обращения" с детьми при применении статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Произвольное определение уровня жестокости для уголовного преследования одних лиц и для решения вопроса в порядке гражданского судопроизводства о применении крайней меры семейно-правовой ответственности к другим, по мнению Уполномоченного, таит в себе набор опасных рисков и благоприятную почву для коррупции.
Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствуют и данные, отраженные в Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году (Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2015 года), согласно которым по статьей 156 УК РФ в отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, в 2014 году возбуждено 2,2 тыс. уголовных дел (в 2013 г. - 2,5 тыс., в 2012 г. - 2,9 тыс., в 2011 г. - 3,6 тыс.).
В законопроекте при определении понятия жестокого обращения с несовершеннолетними за основу были взяты положения Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 27 мая 1998 года N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", судебная практика.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка государства-участники Конвенции:
принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19);
обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37);
принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (ст. 39).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними.
На основании изложенного к жестокому обращению с несовершеннолетними предлагается отнести сопряженные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего действия (бездействие), причиняющие несовершеннолетнему физические и (или) нравственные страдания и (или) наносящие вред его здоровью либо создающие реальную угрозу наступления такого вреда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.