Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 572666-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 572666-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в четыре законодательных акта:
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Законопроектом предлагается возложить на Генеральную прокуратуру Российской Федерации (далее - Генеральная прокуратура) функции уполномоченного органа по взаимодействию с компетентными органами иностранным государств при проведении уполномоченными должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие запреты, ограничения и требования, в том числе, при осуществлении контроля за соблюдением положений Федерального закона N 79-ФЗ.
В рамках реализации указанных функций законопроектом предполагается наделить Генеральную прокуратуру правом направлять запрос в Банк России, который является основанием для обращения Банка России в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, на которых распространяются запреты, ограничения и требования в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов.1
В законопроекте закреплено, что после получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Генеральная прокуратура предоставляет полученную от Банка России информацию органам, подразделениям и должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных Федеральным законом N 79-ФЗ.
В законопроекте указывается, что полученные Банком России от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или от иностранного регулятора финансового рынка сведения, составляющие банковскую тайну, не могут быть разглашены третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона N 79-ФЗ.
Так же законопроектом предусматривается, что органы, подразделения и должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных Федеральным законом N 79-ФЗ, могут передавать третьим лицам информацию о нарушении данных запретов только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно законопроекту порядок и условия взаимодействия Генеральной прокуратуры и Банка России определяются соглашением.
Комитет по финансовому рынку отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать решению задач, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы", в частности:
- систематизации и актуализации нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранению пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
- повышению эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укреплению международного авторитета России.
Кроме того, считаем, что реализация положений законопроекта будет способствовать совершенствованию правового механизма контроля за соблюдением запретов, ограничений и требований Федерального закона N 79-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
______________________________
1 В перечень лиц, на которых распространяются указанные запреты, ограничения и требования, в частности, входят лица, замещающие (занимающие): государственные должности Российской Федерации; должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; должности членов Совета директоров Банка России; государственные должности субъектов Российской Федерации; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации; должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти; должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов (статья 2 Федерального закона N 79-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.