Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 518084-7 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в целях смягчения административной ответственности за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные услуги или невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т.д. (далее - репатриация валюты).
Следует отметить, что проектные редакции диспозиций частей 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса сформулированы некорректно и допускают разночтения. Проектные редакции диспозиций указанных частей позволяют понимать текст как продление срока исполнения обязательств по репатриации валюты.
Однако статья 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) устанавливает, что в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам). Согласно статье 25 Федерального закона ответственность резидентов и нерезидентов наступает за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Поскольку изменений в Федеральный закон в части сроков исполнения обязанности по репатриации валюты не предусмотрено, следует понимать, что лица, нарушившие срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), признаются виновными после окончания именно этого срока. При этом продление срока выполнения обязанности Кодексом осуществлено быть не может, поскольку регулирование данного вопроса не является предметом Кодекса.
С указанными положениями Федерального закона взаимоувязано другое возможное толкование проектных редакций диспозиций - обязанность по репатриации валюты должна быть выполнена в течение 30-дневного срока по истечении срока, установленного внешнеторговым договором (контрактом). Соответственно, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности только по истечении 30 дней, что также не соответствует статье 19 Федерального закона.
В соответствии с третьим возможным толкованием редакции диспозиций к ответственности будут привлекаться виновные лица, не исполнявшие обязанность по репатриации валюты, именно в течение тридцати дней после окончания срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), вследствие чего возникает вопрос, будет ли наступать ответственность по истечении тридцати дней.
Таким образом, как уже отмечалось, тридцатидневный срок, указанный в проектных редакциях диспозиций для исполнения обязательств по репатриации валюты, не может быть установлен в значении, предусмотренном в проекте.
Однако в рамках Кодекса возможно предусмотреть освобождение от административной ответственности на срок в тридцать дней со дня истечения срока, установленного договором (контрактом), посредством дополнения статьи 15.25 примечанием соответствующего содержания (см., статьи 6.8, 14.5, 16.2 и другие статьи Кодекса). Одновременно следует внести соответствующее изменение в пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса. При этом, если не предусмотрены иные изменения, излагать в новой редакции диспозиции частей 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса нет необходимости.
Нуждается в уточнении содержание примечания 7 к данной статье. Как представляется, для лиц, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 Кодекса, предусматривается иное наказание, значительно меньшее по строгости, чем для иных правонарушителей. То есть, по сути, примечание представляет собой состав административного правонарушения, который должен быть оформлен самостоятельной частью данной статьи с соответствующими изъятиями в частях 4 и 5. Кроме того, понятие "профессиональные участники внешнеэкономической деятельности" в законодательстве не используется и введение его в статье 15.25 не является предметом Кодекса. Также неясно, почему для указанных лиц предусмотрено значительное смягчение наказания, поскольку в пояснительной записке обоснование не приводится.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.