Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан в целях обеспечения единства и полноты правового регулирования деятельности органов федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленные на:
обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации устанавливать в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
установление особенностей проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров и др.
Комитет отмечает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Функции по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также полномочия по подготовке заключений о соответствии объектов требованиям всех видов безопасности, в том числе пожарной, переданы органам государственного строительного надзора.
По данным статистической информации за период с 2007 по 2017 годы при общем снижении числа пожаров в стране доля пожаров на строящихся и реконструируемых объектах возросла с 0,45% за период 2000 - 2006 г.г., до 0,59% за период 2007 - 2017 г.г. При этом в случае исключения из общего количества пожаров в строящихся одно- и многоквартирных домах доля пожаров в новостройках снижается до 1,13-1,03% в период с 2000 по 2006 годы, и возрастает до 1,26-1,38% в период с 2007 по 2017 годы.
Проверками, проведенными органами федерального государственного пожарного надзора МЧС России, выявлено свыше 28 тыс. объектов, имеющих нарушения требований пожарной безопасности, допущенные при проектировании, строительстве и реконструкции, в том числе:
на 3 тыс. объектов не соблюдены противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями;
более 2 тыс. объектов не обеспечены проездами, подъездами к зданиям и сооружениям, а также разворотными площадками для установки пожарной техники;
более 1 тыс. объектов размещены с нарушением установленного времени прибытия подразделений пожарной охраны;
более 10 тыс. объектов эксплуатируются с нарушениями установленных требований пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам;
на более чем 5,5 тыс. объектов отсутствуют требуемые противопожарные преграды;
на более чем 2,5 тыс. объектов отсутствуют системы и установки автоматического пожаротушения;
более 4 тыс. объектов эксплуатируются при отсутствии или неисправности систем противодымной защиты (вентиляции);
на более чем 4,5 тыс. объектов отсутствует или неисправно наружное противопожарное водоснабжение;
на более чем 4 тыс. объектов отсутствует или неисправно внутреннее противопожарное водоснабжение;
на 3 тыс. объектов не проведена огнезащита строительных конструкций.
Нарушения требований пожарной безопасности в большинстве случаев непосредственно влияют на безопасность людей при пожаре. В период эксплуатации объектов зачастую отсутствует техническая возможность устранения указанных нарушений капитального характера, допущенных еще на этапе проектирования и строительства.
Необходимо отметить, что органы государственного пожарного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе включить завершенный строительством объект в план плановых поверок на предстоящий год, только по истечении 3 лет с момента ввода его в эксплуатацию.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что передача полномочий по осуществлению государственного пожарного надзора при строительстве объектов должностным лицам государственного строительного надзора не привела к снижению уровня пожарной опасности объектов нового строительства.
По данным МЧС России, в порядке исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 года проведены внеплановые проверки 86 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, в том числе свыше 11 тыс. торгово-развлекательных центров. Выявлено и предписано к устранению 282 тыс. нарушений противопожарных требований.
В целях пресечения выявленных правонарушений к административной ответственности привлечено свыше 20.5 тыс. должностных лиц и 6140 юридических лиц. Приостановлена деятельность 300 зданий, детских игровых зон и кинозалов.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Комитет отмечает, что нормативно-правовое регулирование правоотношений в данной сфере нуждается в безотлагательном системном совершенствовании.
В целях повышения эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Комитетом поддерживаются положения законопроекта, касающиеся участия органов государственного пожарного надзора в проведении экспертизы проектной документации на предмет оценки ее соответствия требованиям пожарной безопасности, осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах капитального строительства, выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Комитетами-соисполнителями - Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - концепция законопроекта поддерживается. Имеется ряд замечаний, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта к процедуре второго чтения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало замечания, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что реализация предлагаемой инициативы позволит существенно повысить безопасность людей, а также снизить риски и угрозы возникновения пожаров на объектах строительства, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 6 декабря 2018 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.