Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 527676-7 "О внесении изменений в статью 123 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от ответственности налогового агента), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положением об освобождении налогового агента от ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в случае, если такой налоговый агент представил в налоговый орган в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу), содержащий достоверные сведения, и самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки перечислил в бюджетную систему Российской Федерации неперечисленную в установленный срок сумму налога и пени.
В настоящее время ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению налогов в бюджет установлена статьей 123 Кодекса, в соответствии с которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
При этом следует отметить, что пункт 4 статьи 81 Кодекса предусматривает случаи освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при представлении уточненной налоговой декларации после истечения законодательно определенных срока подачи декларации и срока уплаты налога. В частности, если такая декларация представляется в налоговый орган до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 6 февраля 2018 N 6-П, обратив внимание на расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса, имеющие место в судебной практике, пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом предлагается освобождать налоговых агентов от ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, если в установленный срок налоговым агентом был представлен в налоговый орган достоверный налоговый расчет (расчет по налогу), а недостающая сумма налога и пени самостоятельно перечислены в бюджетную систему до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки.
При подготовке ко второму чтению полагаем необходимым дополнить законопроект статьей о вступлении закона в силу.
У Счетной палаты Российской Федерации замечаний и предложений не имеется.
К законопроекту поступило 23 положительных отзыва законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 41 положительный отзыв от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 527676-7 "О внесении изменений в статью 123 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.