Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части упрощенного порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 9 октября 2018 г. N 52)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (далее также законопроект) и отмечает следующее.
В соответствии с законопроектом Президенту Российской Федерации предоставляется право определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, а также порядок подачи ими соответствующих заявлений. Согласно пояснительной записке к законопроекту данная новелла позволит принять в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и (или) смена политического режима.
Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и считает крайне значимым введение законодательной возможности предоставлять гражданство Российской Федерации определенным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергающихся преследованию по языковому, национальному, религиозному признакам, в ускоренном и упрощенном порядке.
Вместе с тем, Комитет полагает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность закрепления в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" критериев для определения круга иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих право на получение российского гражданства в упрощенном порядке, а также условия получения ими такого права.
Представляется, что к таким категориям могут быть отнесены в первую очередь соотечественники и (или) носители русского языка, проживающие в государствах, в которых их права систематически нарушаются в связи с вооруженными конфликтами, нестабильной политической обстановкой, целенаправленной политикой руководства этих государств и иными подобными обстоятельствами.
Следует отметить, что такой подход будет соответствовать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 марта 2009 г. N 528-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Светлосанова Игоря Борисовича и Светлосановой Изабеллы Аркадьевны на нарушение их конституционных прав положением части первой статьи 44 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", согласно которому Всеобщая декларация прав человека, закрепляющая право каждого человека на гражданство (ст. 15), и Международный пакт о гражданских и политических правах, предусматривающий право каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности (ст. 16), исходят из того, что регламентация порядка приобретения и утраты гражданства относятся к компетенции национального законодателя. Таким законодательным актом на территории Российской Федерации является Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", которым определяются принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).
Законопроектом также предусматривается упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе.
В настоящее время в соответствии с частью седьмой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" существует требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства, что является препятствием для приобретения ими российского гражданства в упрощенном порядке.
Комитет поддерживает предоставление соотечественникам права подавать заявления о приеме в российское гражданство не только по месту жительства, но и по месту пребывания и полагает, что такая мера позволит принять в гражданство Российской Федерации значительное число соотечественников.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.