Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 542914-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 542914-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" (далее - Соглашение), отмечает следующее.
Поставки природного газа в Республику Южная Осетия (далее - РЮО) с территории России по газопроводу "Дзуарикау - Цхинвал" осуществляются ПАО "Газпром" с 2009 года. Однако в настоящее время загрузка газопровода не превышает 15%, что не позволяет обеспечить окупаемость инвестиций ПАО "Газпром" в строительство газопровода. В то время, как пропускная способность газопровода составляет 252,5 млн. куб. м/год, потребности РЮО составляют всего 35 - 36 млн. куб. м/год.
Вместе с тем, в соответствии Генеральной схемой газификации РЮО на период до 2025 года предусмотрено постепенное наращивание годового объема потребления сетевого газа в РЮО в 5 раз (с 36,6 млн. куб. м в 2016 году до 186,8 млн. куб. м к 2025 году) путем газификации сетевым газом 190 населенных пунктов РЮО посредством строительства 528 км межпоселковых и 373 км внутрипоселковых газопроводов, что позволит нарастить загрузку газопровода "Дзуарикау - Цхинвал" с 14,5% в 2016 году до 74% в 2025 году.
При этом предполагаемый объем инвестиций ПАО "Газпром" составит 2,0 млрд. рублей.
Разработанная в целях повышения уровня окупаемости инвестиций ПАО "Газпром" в строительство газопровода "Дзуарикау - Цхинвал" (за счет роста его загрузки) модель развития дальнейшего сотрудничества с южноосетинской стороной предусматривает, в том числе: консолидацию в собственность ПАО "Газпром" 100% акций ОАО "Газпром - Южная Осетия" (в настоящее время ПАО "Газпром" принадлежит 75% акций + 1 акция, Правительству РЮО - 25% - 1 акция) с передачей на его баланс югоосетинской стороной за символическую плату имеющихся активов в сфере распределения и реализации газа на территории РЮО; гарантии сохранности инвестиций ПАО "Газпром" и стабильные условия финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Газпром - Южная Осетия"; обязательства ПАО "Газпром" по вложению инвестиций в газификацию РЮО в соответствии с утвержденной Генеральной схемой.
Рассматриваемое Соглашение было подписано 24 мая 2018 г. в г. Санкт-Петербурге во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 марта 2016 г. N Пр-583 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 752-р.
Поскольку Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, оно подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В частности, статья 9 Соглашения содержит арбитражную оговорку, которая устанавливает иные правила, чем содержатся в арбитражном процессуальном законодательстве. Согласно статье 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Исполнение Соглашения не потребует изменения законодательства Российской Федерации или принятия новых федеральных законов.
Проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации о ратификации Соглашения не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров, предусмотренных статьей 9 Соглашения.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" (законопроект N 542914-7).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.