Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 551845-7 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Н.С. Максимовой, В.М. Резником, Л.Я. Симановским, Г.Я. Хором, В.В. Бузиловым, З.А. Муцоевым, В.С. Скругом, А.Е. Загребиным, членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, М.М. Ульбашевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 551845-7 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Данный законопроект разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и является пакетным в отношении проектов федеральных законов: N 551847-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход") и N 551846-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Рассматриваемой законодательной инициативой предлагается определить правовой статус приносящей доход деятельности физических лиц, которые не поставлены на учет в налоговых органах.
В настоящее время в законодательстве и судебной практике единого подхода к определению категории "самозанятых" не выработано. Вопрос о необходимости установления правового статуса "самозанятых" граждан приобретает в последние годы повышенную значимость, поскольку их число постоянно возрастает. Неурегулированность правового статуса неформальной занятости населения ведет к сложностям экономического и правового характера, связанных с налогообложением, мерами социальной поддержки и т.д.
Необходимость решения задачи вовлечения в реальную экономику "самозанятых" граждан, их мотивации к легализации своих доходов неоднократно отмечалась Комитетом, в том числе и в рекомендациях парламентских слушаний к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики разных лет.
В этой связи, актуальность рассматриваемой инициативы сложно переоценить, внесение определенности и выявление места "самозанятых" лиц среди субъектов правоотношений сыграет важную роль не только для правовой сферы, но и в целом для экономики страны.
Рассматриваемым законопроектом предлагается провести эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года включительно.
Налогоплательщиками налога будут являться физические лица, местом ведения деятельности которых является территория одного из субъектов Российской Федерации, входящих в эксперимент.
Предусматривается, что новым режимом смогут воспользоваться физические лица, получающие доходы от деятельности при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.
Согласно законопроекту не вправе применять специальный налоговый режим, в том числе:
- лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
- лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
- налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 миллиона рублей.
Регистрация физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход будет осуществляться без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог". Физические лица признаются налогоплательщиками с даты получения от налогового органа уведомления о постановке на учет в качестве налогоплательщика через мобильное приложение "Мой налог".
Налоговую ставку предлагается установить в следующих размерах:
- 4 процента - в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
- 6 процентов - в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности.
В целях своевременной уплаты налога, налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода.
Налоговым периодом предлагается установить календарный месяц. Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.
Законопроектом предлагается определить, какие доходы не будут признаваться объектом налогообложения, в частности:
- доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
- доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
- доходы от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
- доходы от реализации ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
- доходы от выполнения физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком услуг (работ) выступает работодатель указанного физического лица или лицо, бывшее его работодателем менее двух лет назад;
- доходы от уступки (переуступки) прав требований;
- доходы в натуральной форме.
Устанавливаются, в числе прочего, порядок признания доходов, порядок исчисления и уплаты налога, порядок определения налогового вычета, порядок передачи сведений при проведении расчетов за реализуемые товары (работы, услуги), особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента.
Кроме того, на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность представить в Государственную Думу отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, установлении соответствующего налога, сбора, специального налогового режима, либо о прекращении такого эксперимента.
Сама по себе легализация деятельности указанных граждан направлена на защиту прав налогоплательщиков, фиксацию трудового стажа, использование мер государственной поддержки и т.д. Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, но вместе с тем, отмечает ряд замечаний, требующих дополнительного обсуждения в рамках подготовки законопроекта к процедуре второго чтения.
Вместе с тем, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении, Комитет полагает возможным обсудить следующие вопросы:
- уточнение понятие "места ведения деятельности" и порядка определения места его ведения, а также наименования самого "Налога на профессиональный доход" с учетом специфики деятельности, подпадающей под данный специальный режим;
- целесообразность установления ограничения (не чаще одного раза в календарный год) на направление в налоговый орган уведомления об изменении места ведения деятельности;
- распространение на иные виды государственной службы предусмотренного законопроектом признания объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, доходов государственных гражданских и муниципальных служащих от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
- учитывая, что налогоплательщику предоставляется возможность привлекать для исполнения своих обязательств операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении общей нормы, предусматривающей такую возможность как для операторов электронных площадок, так и для кредитных организаций;
- унификация понятий и терминов рассматриваемого проекта и пакетного проекта N 551847-7.
Кроме того, при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет полагает целесообразным, рассмотреть вопрос о распространении нормы статьи 15 законопроекта об освобождении от налогообложения доходов от продажи имущества, непосредственно использовавшегося налогоплательщиком - физическим лицом в предпринимательской деятельности и на иные специальные налоговые режимы.
Реализация предлагаемого механизма, по мнению Комитета, позволит решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан, в том числе за счет простоты регистрации в качестве налогоплательщика, а также исключения формирования отчетности. Принятие законопроекта позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правом поле, а соответственно и увеличить поступления в бюджет.
Правительство Российской Федерации в своем заключении поддержало концепцию законопроекта.
К данному законопроекту поступило 12 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За принятие законопроекта высказался 21 высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации. В том числе, данный законопроект поддержан законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - участников эксперимента.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 551845-7 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.