Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 551485-7 "О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении перечня документов, представляемых для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), а именно - дополнить его документами, представляемыми при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и свободного порта Владивосток.
Обосновывается рассматриваемая законодательная инициатива необходимостью устранения правовой неопределенности по вопросу подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при совершении указанных операций.
Так, Федеральными законами от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ) и от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ) предусмотрена возможность помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток, а при реализации товаров, помещенных под указанную таможенную процедуру, предусмотрена налоговая ставка 0 процентов по НДС.
При этом налогоплательщики - резиденты ТОСЭР и резиденты свободного порта Владивосток имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога при условии предоставления в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС договор поручительства соответствующей управляющей компании.
В то же время конкретного перечня документов, представляемых в налоговый орган для целей подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных резидентами ТОСЭР и резидентами свободного порта Владивосток под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статьей 165 Налогового кодекса не предусмотрено.
Таким образом, учитывая, что принятие законопроекта позволит устранить указанную коллизию налогового законодательства, его концепция Комитетом поддерживается.
В то же время, вопрос необходимости представления в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, копий свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ТОСЭР или о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток требует дополнительного обсуждения и обоснования с учетом того, что статьей 13 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ и статьей 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ предусмотрено направление соответствующим уполномоченным органом в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица сведений о их регистрации в качестве резидентов ТОСЭР или резидента свободного порта Владивосток в течение трех рабочих дней с даты регистрации.
В случае, если на территории ТОСЭР или заявкой на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток предусматривается применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, указанными федеральными законами предусмотрено направление соответствующим уполномоченным органом сведений о регистрации лица в качестве резидента ТОСЭР или свободного порта Владивосток также и в таможенный орган.
Кроме того, предусмотрено направление в соответствующий налоговый и таможенный органы копии соглашения об осуществлении деятельности, в случае продления срока его действия предусмотрено направление копии дополнительного соглашения, а в случае прекращения статуса соответствующего резидентства - уведомление об этом налоговых и таможенных органов.
Аналогичные нормы содержатся также в федеральных законах от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" относительно направления в налоговые и таможенные органы сведений о резидентах особой экономической зоны и участниках свободной экономической зоны, копии документов о подтверждении статуса которых предусмотрено действующей редакцией абзаца третьего подпункта 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.
Таким образом, представляется, что при наличии обязанности соответствующих уполномоченных органов по направлению вышеуказанных сведений в налоговый орган вопрос целесообразности представления налогоплательщиками для целей подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС копий документов, подтверждающих статус их соответствующего резидентства, требует дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 551485-7 "О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.