Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 513278-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", внесенному Законодательным собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 513278-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроект "разработан в целях совершенствования механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установления особого порядка заключения договора аренды земельных участков, заросших древесно-кустарниковой растительностью (далее - ДКР)".
Способами совершенствования указанного механизма предоставления земельных участков, по мнению разработчика, должны служить следующие меры:
Во-первых, предлагается императивно включить в качестве одного из обязательных условий заключаемого договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и имеющего признаки неиспользования для ведения сельскохозяйственного производства (заросшего ДКР), обязательства арендатора по обеспечению подготовки проекта культуртехнической мелиорации, а также проведению соответствующих мелиоративных мероприятий;
Во-вторых, для лиц, обеспечивших выполнение указанных выше мелиоративных мероприятий (культуртехнических работ), предусматривается установление льготной арендной платы в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или же органами местного самоуправления - в зависимости от отнесенности земельного участка к объектам, находящимся в федеральной, региональной или муниципальной собственности соответственно.
Признавая актуальность проблем неиспользования и нецелевого использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и соглашаясь с необходимостью совершенствования законодательных механизмов, направленных на их решение, Комитет, вместе с тем, не может согласиться с предлагаемыми Законопроектом изменениями по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) "целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель". Указанная выше деятельность предполагает обязательное осуществление как публичными, так и частными правообладателями земельных участков мероприятий по "защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации" (пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
Особенности владения, пользования и распоряжения земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель). Рассматриваемый Законопроект, устанавливая особый порядок аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, не вносит никаких корреспондирующих изменений в Закон об обороте земель, который по отношению к положениям ЗК РФ носит специальный характер.
Помимо изложенного, Комитет полагает важным отметить следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, а также для иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (статья 78 ЗК РФ). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 ЗК РФ). Договор аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения предполагает осуществление хозяйственного использования указанного имущества в соответствии с его целевым назначением (ведение сельскохозяйственного производства). Наличие признаком неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, служит прямым основанием для принудительного изъятия земельного участка у его собственника при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая изложенное, Комитет полагает, во-первых, избыточным предлагаемое Законопроектом положение о включении в договор аренды условия, предусматривающего обязательства арендатора по обеспечению подготовки проекта культуртехнической мелиорации, а также проведению соответствующих мелиоративных мероприятий. Данная обязанность уже содержится в ЗК РФ, носит безусловный характер и предполагается к исполнению всеми землепользователями (как частными, так и публичными), исходя из целевого характера использования земель сельскохозяйственного назначения. Рассматриваемые вопросы могут быть урегулированы в рамках действующего законодательства путем включения соответствующих обязательств в заключаемые договоры аренды.
Во-вторых, Комитет также полагает применимыми к рассматриваемым отношениям положений ГК РФ о мнимых и притворных сделках, имея ввиду указанные в пояснительной записке случаи злоупотреблений со стороны недобросовестных предпринимателей (арендаторов). Согласно пункту 1 статьи 170 ГК РФ "мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна". Иными словами, в данных случаях арендаторы, заключая договоры аренды, не не желали и не имели ввиду наступление правовых последствий, порождаемых данными договорами (использование земельного участка в целях осуществления сельскохозяйственного производства).
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.