Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 517657-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 517657-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
Законопроект был разработан в соответствии с пунктом 2 раздела III протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной инициативы" от 07 июня 2017 г. N 37(4) и направлен на упрощение требований и снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) при прохождении ими добровольной сертификации в целях участия в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и в Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ).
Необходимость предлагаемых изменений, как отмечается в пояснительной записке, обусловлена наличием проблем, с которыми сталкиваются субъекты МСП при прохождении добровольной сертификации. В частности, это существенные затраты на получение сертификата соответствия без гарантии заключения договора и получения объема заказа сертифицируемой продукции, дополнительные ежегодные затраты на проведение инспекционного контроля, отсутствие механизмов компенсации затрат на прохождении добровольной сертификации.
В этой связи проектируемыми изменениями предусматривается установление обязательности регистрации систем добровольной сертификации (далее - СДС) в едином реестре зарегистрированных СДС, наделение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации полномочием по осуществлению мониторинга за деятельностью СДС, приостановления регистрации и исключения систем добровольной сертификации из реестра зарегистрированных СДС. Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению:
- требований и порядка проведения экспертизы документов, представляемых при регистрации СДС, порядка регистрации, размера платы за регистрацию;
- особенностей проведения работ по добровольному подтверждению соответствия товаров, работ, услуг, поставляемых (выполняемых, оказываемых) субъектами МСП в целях участия в закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральный законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ);
- порядка взаимного признания результатов процедур подтверждения соответствия в системах добровольной сертификации в целях участия субъектов МСП в закупках в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ;
- случаев, при которых размер платы для субъектов малого и среднего предпринимательства не может превышать сумму затрат на проведение работ, предусмотренных СДС.
Кроме того, законопроектом предполагается создание СДС для целей подтверждения соответствия национальным стандартам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
Поддерживая проводимую Правительством Российской Федерации работу по стимулированию участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, в том числе путем упрощения требований при прохождении ими добровольной сертификации, Комитет считает, что ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. В настоящее время согласно положениям статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия может осуществляться в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг, а также иных объектов документам по стандартизации, СДС или условиям договоров.
Изменениями второго предложения абзаца первого пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ предлагается добровольное подтверждение соответствия осуществлять для установления соответствия не документам по стандартизации, а международным и региональным стандартам, национальным стандартам Российской Федерации в СДС, созданной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, правилам функционирования СДС, созданных юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, а также условиям заключенных договоров.
При этом материалы к законопроекту не содержат сведений, обосновывающих необходимость изменения содержания понятия "добровольное подтверждение соответствия".
Кроме того, указанные изменения требуют согласования с понятиями, которыми апеллирует Федеральный закон N 184-ФЗ, а именно "сертификация", "сертификат соответствия", "система сертификации" и т.п.
Также, необходимо отметить, что в проектируемом изменении второго предложения абзаца первого и абзаца 2 пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ используется понятие "правила функционирования систем добровольной сертификации". Постановление Правительства Российской Федерации 23.01.2004 N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" раскрывает содержание данного термина. Вместе с тем отсутствие его нормативного определения в действующем законодательстве, по нашему мнению, может затруднить применение данной нормы на практике.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 законопроекта статью 21 Федерального закона N 184-ФЗ предлагается дополнить пунктом 1.1, которым устанавливаются полномочия Правительства в том числе, порядок осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации мониторинга за деятельностью СДС, приостановления регистрации и исключения СДС из единого реестра зарегистрированных СДС. Между тем, системный анализ положений законопроекта позволяет сделать вывод, что проведение мониторинга, возможность приостановления регистрации СДС и исключение СДС, по существу является мероприятием по контролю.
Данная новация в целом может оцениваться положительно, но требует соотнесения с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Одновременно, необходимо отметить, что в случае исключения СДС из единого реестра зарегистрированных СДС целесообразно рассмотреть возможность досудебной защиты прав лиц, создавших систему добровольной сертификации.
Кроме того, Комитет разделяет позицию Счетной палаты Российской Федерации, в соответствии с которой наделение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации полномочиями по осуществлению мониторинга деятельности СДС, а также созданию СДС для обеспечения маркирования продукции знаком национальной системы стандартизации может привести к необходимости увеличения штатной численности указанного органа и, как следствие, к увеличению расходов федерального бюджета.
3. Абзацем 5 пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить пункт 1 абзацем, предусматривающим обязанность органа по сертификации представлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации сведения и документы в целях осуществления мониторинга за деятельностью СДС.
Вместе с тем указанное положение законопроекта нуждается в уточнении, поскольку неясно какие именно сведения и документы орган по сертификации должен будет представлять, с какой периодичностью. Отсутствие конкретизации данного положения может привести к возможности злоупотребления должностными лицами федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации своими полномочиями.
4. Проектируемым новым пунктом 1.1 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ в целях участия субъектов МСП в закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, предусматривается полномочия Правительства по установлению:
- особенностей проведения работ по добровольному подтверждению соответствия товаров, работ, услуг, поставляемых (выполняемых, оказываемых) субъектами МСП;
- особенности порядка оплаты субъектами МСП указанных работ, предусмотренных СДС;
- случаев, при которых правила выполнения предусмотренных СДС, созданными федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, работ должны предусматривать положение о том, что размер платы для субъектов МСП за такие работы не может превышать сумму затрат на проведение работ, предусмотренных СДС.
При этом не предусмотрен механизм подтверждения субъектом МСП намерения участвовать в указанных закупках. По мнению Комитета, указанное положение также может привести к злоупотреблениям со стороны субъектов МСП.
5. Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации дополнить полномочием по обеспечению создания системы добровольной сертификации для целей подтверждения соответствия национальным стандартам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ отношения, возникающие при осуществлении подтверждения соответствия, являются предметом регулирования Федерального закона N 184-ФЗ, а не Федерального закона N 162-ФЗ. В связи с этим представляется целесообразным, указанные изменения предусмотреть в статье 21 Федерального закона N 184-ФЗ.
Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 517657-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.