Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 534181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан",
внесенному Правительством Российской Федерации
(1 чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 534181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 9-П по делу о проверке конституционности, в том числе части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации вышеуказанные законодательные положения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.
В указанных целях предлагается дополнить статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) новым пунктом 5.1, закрепив за судьями, ставшими в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, ушедшими в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи до приобретения права на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьи, право на получение ежемесячного содержания по инвалидности в соответствии с Законом, либо на трудовую пенсию по инвалидности, назначаемую с применением Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (далее Федеральный закон N 126-ФЗ).
Также законопроектом предлагается установить размер ежемесячного денежного содержания по инвалидности в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности судьи и выплачивать его в течение периода на который установлена инвалидность, но не более чем до реализации судьей права на получение ежемесячного пожизненного содержания, при этом в целях пересмотра ежемесячного денежного обеспечения по инвалидности и применения к нему районного коэффициента вносятся соответствующие изменения статью 19 Закона.
Кроме того, законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 5 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ, предоставив гражданину возможность выбора учета периода службы (трудовой деятельности) в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) либо в выслугу лет (стаж работы) для назначения специального вида пенсионного обеспечения (пожизненного содержания судьи).
Одновременно с этим, вносятся сопутствующие изменения, предусматривающие возможность при определении размера ежемесячного денежного содержания по инвалидности применять порядок исчисления стажа, установленный статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Поддерживая общую концепцию проекта федерального закона, Комитет отмечает, что ввиду необходимости внесения изменений в правое регулирование указанных отношений, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, требуется более детальная проработка проектируемых законопроектом в Федеральный закон N 126-ФЗ изменений, с учетом, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года трудовые пенсии не назначаются и не выплачиваются.
Также представляется целесообразным при подготовке ко второму чтению, в целях наиболее полной защиты прав судей, ставших инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до дня вступления в силу рассматриваемого проекта федерального закона, предусмотреть возможность распространить действие его положений на указанных судей.
По законопроекту имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями правового и юридико-технического характера, которые могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.