Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 534181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Указанный проект федерального закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 9-П по делу о проверке конституционности, в том числе части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска, в соответствии с которым данные законодательные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.
В частности, законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", предоставляющие судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, право на получение ежемесячного содержания по инвалидности в соответствии с Законом N 3132-I, либо на получение страховой пенсии по инвалидности, назначаемой с применением положений Федерального закона от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", до приобретения ими права на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьи, но не более чем на период установления инвалидности.
Одновременно с этим, предлагается изложить в новой редакции часть 5 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ, позволяющей в случае реализации судьёй права на ежемесячное пожизненное содержание (содержание по инвалидности), возникшего после назначения ему страховой (трудовой) пенсии по старости или по инвалидности, исчислять размер такого ежемесячного содержания с учетом периодов, ранее включенных в расчетный пенсионный капитал для назначения страховой (трудовой) пенсии с применением Федерального закона N 126-ФЗ. При этом выплата страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности) прекращается.
Следует отметить, что действие Федерального закона от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ, предусматривающего возможность установления страховой (трудовой) пенсии с включением в расчетный пенсионный капитал периодов службы или иной деятельности, распространяется не только на судей, но и на граждан, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, в связи с чем вносимые изменения затрагивают также и вопросы установления страховой пенсии военнослужащим и приравненным к ним лицам, которые по действующему пенсионному законодательству имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности, финансируемые за счет федерального бюджета и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Так, гражданам из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, которым при исчислении страховой (трудовой) пенсии с применением Федерального закона N 126-ФЗ периоды службы включены в расчетный пенсионный капитал, в случае приобретения ими права на пенсионное обеспечение, финансируемое за счет средств федерального бюджета, предоставляется возможность выбора учета периодов (части периодов) службы либо при исчислении страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности) либо при исчислении пенсии за выслугу лет или по инвалидности.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 12 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрев включение в страховой стаж периодов исполнения полномочий судьи.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.