Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 544949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона 544949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательного регулирования деятельности российских граждан и организаций в Антарктике.
Российская Федерация как страна-участник Договора об Антарктике несет международные обязательства по соблюдению российскими гражданами и организациями природоохранных требований системы Договора об Антарктике.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд механизмов, обеспечивающих соблюдение природоохранных требований системы Договора об Антарктике. Так, предусмотрена выдача разрешений российским гражданам или юридическим лицам (операторам) на осуществлении деятельности в Антарктике и контроль за соблюдением операторами требований и условий, предусмотренных данными разрешениями, в том числе лицензионных требований при осуществлении в Антарктике лицензируемого вида деятельности (статья 6 Федерального закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (далее - Закон N 50-ФЗ).
Законодательство о контрольно-надзорной деятельности и о лицензировании отдельных видов деятельности не в полной мере соответствует системе Договора об Антарктике.
В связи с этим законопроектом предлагается ввести механизм осуществления контроля за деятельностью российских операторов в Антарктике.
Так, законопроектом вводится понятие национальная инспекция, под которым понимается мероприятие по выявлению нарушений требований и условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.
Схожий механизм инспекции предусмотрен статьей VII Договора об Антарктике, согласно которой каждая страна-участник Договора имеет право назначать для проведения любой инспекции наблюдателей, имеющих полную свободу доступа в любое время во все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике.
В настоящее время Российская Федерация обеспечивает круглогодичное присутствие в Антарктике в рамках реализации национальной антарктической программы - Российская антарктическая экспедиция.
В рамках Российской антарктической экспедиции в Антарктике находятся 5 круглогодичных станций и 5 сезонных баз, а также 7 снежно-ледовых аэродромов и 3 научно-экспедиционных судна.
Помимо национальной антарктической экспедиции в Антарктике осуществляется туристическая и логистическая (транспортная) деятельность. По состоянию на октябрь 2018 г. 9 организациям выдано 11 разрешений на осуществление деятельности в различных районах Антарктики.
Национальная инспекция будет осуществляться как в местах осуществления постоянной деятельности в Антарктике, так и на судах южнее 60 градусов южной широты, что является северной границей действия Договора об Антарктике.
Законопроектом уточняется предусмотренное Законом N 50-ФЗ понятие наблюдатель, определяемое как должностное лицо, на которое решением Росгидромета возложены функции по осуществлению национальной инспекции.
Согласно информации, полученной в рабочем порядке от Минприроды России, функциями наблюдателей планируется наделить сотрудников центрального аппарата Росгидромета и ФГБУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" Росгидромета, а также начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз.
Начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз обладают широким кругом полномочий: нотариально удостоверять завещания граждан, находящихся в антарктических экспедициях (статья 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ); возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения станций, сезонных полевых баз (статья 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ), а также рядом других полномочий.
Объем расходов, необходимый для осуществления национальной инспекции сотрудниками центрального аппарата Росгидромета и подведомственного института Росгидромета, оценивается в 5 млн. рублей ежегодно. Финансирование указанных расходов планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росгидромету в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
На основании изложенного, Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает принятие законопроекта N 544949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.