Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Закон) изменения, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры, а также на установление порядка реализации и возврата билетов на указанные мероприятия.
Комитет отмечает актуальность проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене, значительно превышающей указанную на них стоимость, с возвратом билетов зрителями и поддерживает меры направленные на их решение. При этом по законопроекту имеются следующие замечания.
1. Положения законопроекта распространяются на организации культуры (театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи) всех форм собственности.
При этом положения действующей редакции статьи 36.2 Закона распространяются на организации культуры, учредителем которых является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также на негосударственные организации культуры, которые оказывают услуги в сфере культуры за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению Комитета, необходимо проработать вопрос о целесообразности распространения положений законопроекта на негосударственные организации культуры, не имеющие финансирования из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Данные организации осуществляют свою деятельность исключительно в целях и порядке установленных собственником: самостоятельно распоряжаются результатами своей деятельности, регулируют ценовую политику, устанавливают порядок продажи билетов на организуемые ими мероприятия, предоставления сопутствующих услуг и т.д.
В соответствии с Требованиями к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети "Интернет" (утверждены Приказом Минкультуры России от 20 февраля 2015 года N 277) уполномоченный федеральный орган государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны размещать на своем официальном сайте перечень подведомственных организаций культуры с активными ссылками на их официальные сайты в сети "Интернет".
Вместе с тем, из положений законопроекта не ясно, как определить для частной организации культуры ее официальный сайт в сети "Интернет".
2. Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают требования к ограниченному кругу организаций культуры (театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи) вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
При этом не ясно, почему предлагаемые законопроектом требования к размещению информации и форме билета не должны распространяться на иные виды организаций культуры, например, дома культуры (дворцы культуры), которые также осуществляют активную театральную и концертную деятельность, зоопарки, планетарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, и реализующие входные билеты и абонементы.
3. В настоящее время образец билета, как форма бланка строгой отчетности, утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности".
Требования к бланку строгой отчетности, в том числе его обязательные реквизиты, установлены статьей 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Согласно части первой проектируемой статьи 52.1 Закона Министерство культуры Российской Федерации утверждает форму билета на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия (далее - мероприятия).
Вместе с тем, вышеуказанным Приказом установлены такие формы бланков строгой отчетности, как абонемент и экскурсионная путевка. Кроме того, бланки строгой отчетности могут использоваться в электронной форме.
По мнению Комитета, необходимо в законопроекте ввести положение об утверждении формы электронного билета, а также абонементов и экскурсионных путевок, в том числе их использование в электронной форме.
4. Законопроектом предусматривается, что реализация билетов возможна организациями культуры самостоятельно и (или) уполномоченными ими лицами на основании соответствующих договоров. Реализация билетов иными лицами не допускается под угрозой административного наказания, которое предусматривается проектом федерального закона N 545157-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенным одновременно с рассматриваемым законопроектом.
По мнению Комитета, необходимо установить в Законе право лица, которое по договору с организацией культуры стало уполномоченным по реализации билетов, заключать договоры с иными лицами, которые будут также осуществлять реализацию билетов. Такое право должно быть закреплено в договоре организации культуры с уполномоченным лицом.
Например, в случае театральных гастролей уполномоченным лицом может быть принимающий театр или иная площадка, которая будет реализовывать большую часть билетов. При этом принимающая сторона не сможет использовать сложившуюся у нее систему распространителей билетов.
Также требуют дополнительного обсуждения примеры существующей практики распространения билетов профсоюзными организациями среди своих членов, родительскими комитетами в школах и иные случаи. Согласно предлагаемым пакетом законопроектов изменениям подобная практика будет рассматриваться как административное правонарушение.
Следует отметить, что в соответствии с положениями законопроекта зритель, который продаст "лишний билет" у входа в театр или на концерт, также может быть привлечен к административной ответственности.
5. Согласно части пятой проектируемой статьи 52.1 Закона уполномоченное лицо вправе при реализации билета взимать с покупателя билета плату за оказание сопутствующих услуг, в том числе за доставку билета. При этом общая стоимость сопутствующих услуг не должна превышать 10% от стоимости билета. Таким образом, законопроект легализуют действующую практику билетных операторов по взиманию сервисного сбора.
Вместе с тем, в существующей практике сервисный сбор представляет собой денежные средства, взимаемые билетным оператором сверх номинальной стоимости входного билета за комплекс оказываемых им услуг (например, услуг по выбору и заказу билетов, услуг по оформлению билетов, услуг по информационной и справочной поддержке клиента о проводимых мероприятиях посредством касс, колл-центра, сайтов, а равно иных каналов информации в связи с бронированием, оформлением, формированием (печатью), реализацией билетов, отменой, заменой и (или) переносом мероприятий, отображением информации о ближайших кассах и т.п.).
Комитет считает, что предлагаемое в законопроекте понятие "сопутствующие услуги" требует детализации входящих в него конкретных услуг в целях защиты потребителей от навязывания услуг, не относящихся к приобретению билетов и посещению мероприятий.
Необходимо отметить, что на практике сервисный сбор билетного оператора не включает в себя услугу по доставке билетов. Данная услуга оформляется, как правило, отдельным чеком и осуществляется преимущественно специализированными операторами доставки.
Услуга доставки должна быть выведена в законопроекте из перечня сопутствующих услуг, так как она оказывается исключительно по желанию покупателя билета и не является необходимым условием приобретения билета. При этом следует также учитывать, что все большее распространение получает реализация электронных билетов, не требующих их доставки покупателю.
Комитет предлагает рассмотреть возможность ограничения общей стоимости комплекса сопутствующих услуг (сервисного сбора) без учета услуги доставки, а также необходимость разделения в чеке номинальной стоимости билета, сервисного сбора и услуги доставки (в случае ее предоставления).
6. В части шестой проектируемой статьи 52.1 Закона организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи наделяются правом реализовывать именные билеты.
Комитет обращает внимание, что повсеместное введение именных билетов на мероприятия, особенно в организациях культуры с большим количеством зрительских мест или значительной экспозиционной площадью, может повлечь за собой большие очереди на входе и, соответственно, неудобство для посетителей.
Между тем, использование в отношении отдельных мероприятий, вызывающих повышенный интерес зрителей, права организации культуры реализовывать именные билеты, даст возможность противодействовать "спекуляции" билетами на популярные мероприятия.
Однако из положений законопроекта не ясно, сможет ли одно лицо купить два или несколько именных билетов (например, для посещения мероприятия семьей) и как это будет соотноситься с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Должно ли данное лицо иметь соответствующие полномочия по использованию персональных данных от остальных лиц, для которых оно покупает билеты и предоставляет их персональные данные, а также дает согласие на их обработку, хранение и т.п.
Также обращаем внимание, что организации культуры, реализующие именные билеты, должны будут нести всю ответственность в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Необходимо также предусмотреть возможность переоформления таких билетов на иных лиц, предлагаемых посетителями, которые не могут сами посетить театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятие.
В соответствии с законопроектом при посещении мероприятия посетитель будет обязан предъявить контролеру именной билет на мероприятие и документ, удостоверяющий его личность. При этом из положений законопроекта не ясен правовой статус контролера и наличие у него полномочий на проверку документов посетителя.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не определен перечень документов, удостоверяющих личность посетителей. При этом для осуществления конкретных правоотношений в ряде федеральных законов и других нормативных правовых актах приводятся различные перечни документов, удостоверяющих личность.
Во избежание возникновения негативных ситуаций следует уточнить, какие именно документы необходимо будет предъявлять контролеру и рамки его полномочий.
7. Законопроект устанавливает, что в случае отмены, замены или переноса мероприятия, проводимого организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, или музеем, посетителю возмещается полная стоимость билета этой организацией, музеем или уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет.
По мнению Комитета, данное положение законопроекта ограничивает посетителя в его правах (например, в случае переноса мероприятия посетитель сможет по своему желанию посетить его в другой день). В связи с этим предлагаем уточнить, что в названных случаях полная стоимость билета возвращается посетителю по его требованию.
8. В части восьмой проектируемой статьи 52.1 Закона предусмотрено, что организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи утверждают порядок возврата билетов в соответствии с требованиями, установленными Министерством культуры Российской Федерации.
Следует учитывать, что согласно статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Комитет считает, что основные требования к возврату билетов (абонементов, экскурсионных путевок) необходимо установить в Законе, в том числе условия возврата стоимости билета в случае немотивированного отказа посетителя от посещения мероприятия, конкретизацию и дифференциацию случаев возврата стоимости билета организацией культуры или уполномоченным ею лицом, а правила реализации и возврата билетов установить в постановлении Правительства Российской Федерации.
Например, подобный подход использован в статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и статье 83 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
9. Законопроектом предлагается дополнить статью 36.2 Закона новой частью, согласно которой театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" определенную данной частью информацию, в том числе об уполномоченных на реализацию билетов лицах, о реквизитах и элементах оформления билетов и цене билетов.
Считаем необходимым уточнить - какую именно информацию следует размещать на официальном сайте и информационном стенде, за какой период времени, учитывая, что на разные мероприятия в разное время могут быть различные уполномоченные лица, элементы оформления билетов и соответственно цена на них.
Кроме этого, учитывая значительный объем такой информации, вызывает сомнение возможность размещения указанной информации на "специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в доступных для посетителей таких организаций". Например, крупные концертные залы могут проводить ежедневно по несколько мероприятий различных организаторов.
10. Комитет отмечает наличие проблем, не решаемых в пакете законопроектов, например, наличие в сети "Интернет" значительного количества нелегальных копий - "зеркал" официальных сайтов организаций культуры, на которых продаются билеты на мероприятия по "спекулятивным" ценам или, хуже того, поддельные билеты. Однако в пакете внесенных в Государственную Думу законопроектов не предложена система борьбы с такими "зеркалами".
Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в первом чтении при условии его доработки во втором чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.