Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 октября 2018 года Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает совершенствование правового регулирования контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:
утверждение Правительством Российской Федерации единого порядка осуществления контроля в сфере закупок;
установление возможности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;
утверждение Правительством Российской Федерации порядка оценки эффективности деятельности органов контроля, предусматривающего в том числе показатели такой оценки;
установление запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках вопросов своего ведения Комитет считает необходимым отметить следующее.
Предлагаемые новеллы представляются обоснованными и закономерными. Принятие данных мер позволит обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также исключить коррупционные риски, связанные с совмещением в одном органе функций государственного управления в сфере закупок и контроля за его осуществлением.
Возможность сосредоточить контрольные полномочия в сфере государственных и муниципальных закупок на региональном уровне власти позволит рационализировать инфраструктуру и процесс контроля, в том числе повысить его независимость и сократить расходы местных бюджетов. При этом предлагаемый механизм договорной передачи контрольных полномочий с муниципального на региональный уровень позволит обеспечить добровольность и учет интересов органов местного самоуправления при принятии соответствующего решения (в отличие от процедуры перераспределения полномочий в порядке, установленном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Вместе с тем нельзя не заметить, что сохраняет силу Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области", которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации нормы закона субъекта Российской Федерации, предусматривающие возможность передачи на основании договора части полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако данный вывод был основан на том, что, во-первых, в федеральном законодательстве отсутствует какое бы то ни было указание на возможность передачи органам государственной власти полномочий по вопросам местного значения, и во-вторых, что оспариваемые положения, по их буквальному смыслу, не исключают возможность передачи органам государственной власти полномочий по решению вопросов местного значения в любом объеме, что может не только ограничить право граждан на осуществление местного самоуправления, но и поставить под угрозу само его существование. Данные тезисы неприменимы к рассматриваемому случаю, так как, во-первых, законопроектом предлагается закрепить возможность договорной передачи полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно в федеральном законе, и во-вторых, предусматривается передача лишь строго определенных полномочий - по контролю в сфере муниципальных закупок.
Аналогичные положения в настоящее время уже содержатся в том же Федеральном законе и не были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации. Так, частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено: уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.
Более того, Федеральным законом N 131-ФЗ в настоящее время предусмотрен механизм перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации (введен Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ), который является даже более жестким, чем договорная передача полномочий, и который при этом также не был признан неконституционным.
В связи с вышеизложенным Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.