Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 548919-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 548919-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы Николаевым Н.П., Пивненко В.Н., Соломатиной Т.В. и другими (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) новыми статьями 20.1, 20.2, 20.3, которыми вводится понятие заготовленных (добытых) лесных ресурсов, определяется порядок закупки у граждан таких ресурсов - в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских сообществах, их союзах) в Российской Федерации", а также устанавливается, что переработка указанных ресурсов осуществляется в соответствии с профильным законодательством. При этом планируется, что переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", переработка древесины и недревесных лесных ресурсов - в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Также законопроект содержит необходимые корреспондирующие изменения в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских сообществах, их союзах) в Российской Федерации".
Сегодня организации потребительской кооперации, благодаря существующей системе сбора и переработки дикоросов, создают линейки экологически чистой пищевой продукции, укрепляют сферу услуг на местах, формируют благоприятную социальную среду, дают работу значительной части сельского населения.
Представляется, что законопроект позволит заложить необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию занятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей.
Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд замечаний.
Требуется соотнести проектируемые статьи 20.1, 20.2, 20.3 Лесного кодекса со статьями 32-35 Лесного кодекса в части использования понятия "сбор" в отношении недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений.
Согласно проектируемой статье 20.2 Лесного кодекса закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Вместе с тем, Закон от 19 июня 1992 г. N 3085-1 не содержит правовых норм, устанавливающих порядок закупки каких-либо изделий, продукции.
Содержание проектируемой статьи 20.3 Лесного кодекса, касающейся порядка переработки заготовленных (добытых) лесных ресурсов, необходимо соотнести с положениями статьи 46 Лесного кодекса, устанавливающей порядок использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Кроме того, в проекте федерального закона отсутствуют корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Минприроды России подготовило положительный проект отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект.
Согласно позиции Государственно-правового управления Президента Российской Федерации законопроект может быть принят Государственной Думой в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с представленными замечаниями.
Законопроект концептуально поддержан Экспертным управлением Президента Российской Федерации, при этом представлены замечания к законопроекту.
По мнению Экспертного управления Президента Российской Федерации, заготовленные пищевые лесные ресурсы не являются сельскохозяйственной продукцией или продуктами их переработки и, следовательно, не могут перерабатываться в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", как предложено нормами законопроекта.
Комитет не считает возможным согласиться с приведенным мнением. Как указано в пункте 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, предлагаемые законопроектом нормы не противоречат действующему законодательству.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 548919-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.