Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 7 ноября 2018 г. N 126
на проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос) (далее - ГК "Роскосмос") деятельности по лицензированию космической деятельности. В частности, предлагается дополнить Федеральный закон N 184-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" положениями, наделяющими уполномоченный орган по космической деятельности - ГК "Роскосмос" полномочием по осуществлению лицензирования космической деятельности и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований регулирующего космическую деятельность законодательства РФ. В Закон Российской Федерации N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон РФ N 5663-1) и Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) вносится изменение, предусматривающее осуществление ГК "Роскосмос" лицензирования космической деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом требования к соискателю лицензии (лицензиату), порядок предоставления (переоформления) лицензии на осуществление космической деятельности, а также перечень выполняемых работ, состав оказываемых услуг лицензиатом в рамках подлежащей лицензированию деятельности и порядок лицензионного контроля в настоящее время определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 160 "О лицензировании космической деятельности".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"следует читать как "294-ФЗ"
Комитет считает концепцию законопроекта актуальной, направленной на решение важной стратегической задачи обеспечения безопасности космической отрасли, создания условий и механизмов эффективного осуществления космической деятельности, использования ее результатов, содействия укреплению обороны страны и обеспечение безопасности государства посредством законодательного регулирования порядка лицензирования и наделения ГК "Роскосмос" полномочиями по осуществлению лицензионного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ в области космической деятельности, что соответствует Основам государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку предусмотренные им изменения будут способствовать проведению единой государственной политики в области лицензирования, организации и осуществления государственного контроля (надзора) и в целом окажут положительное влияние на развитие отечественной ракетно-космической отрасли.
Вместе с тем, Комитет считает целесообразным обратить внимание на необходимость совершенствования подходов к государственному регулированию (в частности, лицензированию) космической деятельности. Очевидно, что действующая на сегодняшний день система государственного контроля (надзора) космической отрасли (впрочем, как и всех остальных отраслей российской экономики) в своем нынешнем виде, не отвечает современным вызовам времени и, по сути, становится фактором, сдерживающим развитие отечественной космонавтики.
В настоящее время во всем мире наблюдается рост коммерческой активности в области освоения космического пространства: частные компании активно проникают и осваивают все новые сферы космической деятельности - от строительства ракет-носителей и космодромов до осуществления запусков частных космических аппаратов и доставки грузов на МКС. Космическая отрасль переживает очередной виток технического развития за счет возросшего спроса на реализацию мини - и микро - коммерческих проектов в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Наиболее ярко указанная тенденция проявилась на рынке создания частных космических аппаратов (спутников), систем обработки получаемой из космоса информации и производства на этой основе различного рода сервисов. Во многом это стало возможным благодаря технологическому прогрессу, который сделал возможным производство недорогих миниатюрных спутников, так называемых, кубсатов (CubeSat), способных функционировать в условиях агрессивного негативного воздействия космического пространства. Стоимость кубсатов невысока, поскольку они собираются из стандартных промышленных компонентов, а ограниченный срок службы на орбите компенсируется дешевизной изготовления. Кубсаты широко используются для съемки земной поверхности, тестирования микросхем на устойчивость к радиации, в научно-исследовательских программах в целях изучения магнитного поля Земли, потока космических частиц, точной формы геоида или высокоатмосферных явлений. Основные производители - малый и средний бизнес в лице университетских лабораторий и частных компаний, функционирующих в том числе и в России.
В указанном контексте обращает внимание, что использование для государственного регулирования большого количества инструментов (лицензий, сертификатов, требований, правил допуска к пуску, норм экспортного контроля и т.д.) значительным образом ограничивает коммерческие возможности российской космонавтики и снижает ее привлекательность для частных инвесторов на международном рынке оказания космических услуг.
В частности, согласно Положению о лицензировании космической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 160, в перечень подлежащих лицензированию работ и услуг, выполняемых при осуществлении космической деятельности, отнесено 19 видов деятельности, в том числе создание, производство и модернизация автоматических космических аппаратов, пилотируемых и беспилотных космических кораблей и станций, а также их составных частей и комплектующих. Следовательно, для разработки и изготовления частного космического аппарата, включая кубсат, необходимо получение лицензии.
Также к числу лицензируемых отнесены работы по приёму и (или) обработке информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, которые непосредственно не связаны с исследованием и использованием космического пространства. Более того компании, осуществляющие приём и обработку информации с космических аппаратов, в большинстве случаев не являются собственниками этих аппаратов и, как правило, не обладают правами на саму информацию, поэтому приём и обработка последней осуществляется ими исходя из требований, которые предъявляются собственниками космических аппаратов, обусловлены их технической и программной спецификой. Вместе с тем, для работы на российском рынке таким компаниям также необходимо иметь соответствующую лицензию.
Процедура получения лицензии на указанные виды работ это отдельная многоступенчатая бюрократическая процедура, требующая от соискателя лицензии серьезных затрат времени и средств на: получение в официальном порядке (причем исключительно на бумажном носителе и за немалую плату) имеющих гриф секретности стандартов, устанавливающих порядок создания, производства и эксплуатации (применения) космической техники; на создание в своем штатном расписании специального подразделения из имеющих соответствующую форму допуска к работе с государственной тайной сотрудников; на получение специальной лицензии ФСБ на право работы с секретными сведениями; на получение сертификата ГК "Роскосмос" о наличии у соискателя лицензии надлежащей системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям положения РК-11-КТ (также под грифом "Для служебного пользования"); на поиск подрядчиков и поставщиков, имеющих лицензии на право выполнения работ (предоставления услуг), входящих в состав космической деятельности; на прохождение используемыми для создания аппарата электронными компонентами обязательной сертификации в ГК "Роскосмос", подтверждающей их принадлежность к "космическому" или "военному" классу надежности. При этом, как правило, получение лицензии занимает у компании не менее года. Естественно, в условиях нашей страны все эти факторы автоматически делают малопривлекательным участие национальных исследовательских центров и частных компаний в реализации коммерческих проектов по разработке космических аппаратов и оборудования для обработки поступающих из космоса данных, что самым негативным образом сказывается не только на притоке частных инвестиций в развитие отечественной космонавтики, но также на привлечении инновационных решений, новых технологий, передовых навыков работы и методов организации управления.
Комитет полагает, что подобный подход к организации контрольно-надзорной деятельности в космической отрасли обоснован и в полной мере себя оправдывает при подготовке и осуществлении пилотируемых космических полетов, когда цена ошибки крайне высока и не может соизмеряться величиной произведенных государством затрат. Принципиально другое дело, если цена вопроса - успех коммерческого проекта, то в этом случае государственное регулирование становится помехой рентабельности. В этой связи непонятно, зачем в полном объеме распространять на коммерческую космонавтику государственные контрольно-надзорные функции в виде требований, предназначенных для достижения стратегических интересов государства и обеспечения нужд пилотируемой космонавтики? К примеру, в США в секторе непилотируемой космонавтики лицензированию подлежат лишь функционирование космодромов, а также запуск и приземление космических аппаратов. Такие виды деятельности как разработка, модернизация, управление космическими беспилотными аппаратами; разработка, испытание, производство, ремонт, утилизация ракет-носителей и ракетных двигателей; разработка, производство, ремонт управляющей и научной аппаратуры для обеспечения полетов регулируются иными методами государственного надзора и не входят в перечень подлежащих лицензированию.
Комитет считает необходимым продолжить реформирование института лицензирования космической отрасли с целью снижения административных барьеров для выхода на рынок космических услуг частных компаний, создания инвестиционно-привлекательной среды для участия бизнеса в реализации коммерческих проектов в космосе, повышения конкурентно способности России на космическом рынке и привлекательности в части создания условий для развития международного сотрудничества.
Исходя из изложенного, с учетом обозначенной проблематики, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным поддержать концепцию законопроекта N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.