Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 441060-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования порядка предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации и предполагает исключение первого предложения части 6 статьи 7 Федерального закона N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 года (далее - Федеральный закон N 187-ФЗ), предусматривающего безальтернативный безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, сложившаяся правоприменительная практика показала несовершенство существующей процедуры безаукционного предоставления права пользования участками недр, негативно сказывающееся на освоении недр континентального шельфа в современных экономических условиях. Законодательством Российской Федерации о недрах не установлено критериев выбора конкретного юридического лица, в этой связи нередко возникают ситуации, когда на одни и те же участки недр федерального значения континентального шельфа претендуют различные юридические лица, при этом отсутствует порядок разрешения таких спорных ситуаций.
Положения части 6 статьи 7 Федерального закона N 187-ФЗ были внесены Федеральным законом от 18 июля 2008 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предполагалось, что данное положение позволит уточнить порядок предоставления участков недр федерального значения для отечественных компаний без конкурса и без аукциона на основании решения Правительства Российской Федерации как высшего государственного органа исполнительной власти, а также защитить государственные интересы при освоении нефтегазовых ресурсов континентального шельфа и территории Российской Федерации и интенсифицировать освоение ресурсов недр, в том числе с привлечением иностранных инвестиций в ограниченных законом объёмах.
В настоящее время порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр шельфа, предоставляемыми без проведения конкурсов и аукционов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 4 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ" (далее - Положение). В соответствии с пунктом 3 данного Положения право недропользования на таких участках возникает на основании решения Правительства Российской Федерации. Право пользования участками недр предоставляется:
юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, - для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф;
юридическим лицам - собственникам Единой системы газоснабжения или юридическим лицам - собственникам региональной системы газоснабжения - для участков недр федерального значения, содержащих газ.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением частные компании не могут претендовать на участки недр, содержащие запасы углеводородов и имеющие стратегическое значение для безопасности Российской Федерации.
В соответствии с данными Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в настоящее время право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации имеют только ПАО "Роснефть" и ПАО "Газпром", между данными компаниями на арктическом шельфе распределено 80% лицензионных участков. Комитет считает необходимым отметить, что в настоящее время добыча на шельфе требует значительных инвестиций, в связи с падением цен на нефть и введением международных санкций российские компании пересматривают планы по разработке месторождений, а их западные партнеры замораживают совместные проекты на шельфе. В 2016 году в условиях макроэкономической нестабильности Правительство Российской Федерации приняло решение о введении временного моратория на предоставление лицензий на арктическом шельфе до улучшения экономической конъюнктуры.
Таким образом, согласно рассматриваемому законопроекту, в случае необходимости при возникновении споров между компаниями, имеющими право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации предлагается проведение аукционов.
В целом положительно оценивая внесенный законопроект, Комитет Государственной Думы по энергетике в части вопросов своего ведения считает необходимым отметить следующее.
Основания предоставления прав пользования недрами, в частности, континентального шельфа, определяются в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Предлагаемое рассматриваемым законопроектом исключение первого предложения из части шестой статьи 7 Федерального закона N 187-ФЗ не изменяет установленное основание о предоставлении прав пользования недрами континентального шельфа без проведения аукционов. В случае необходимости предоставления прав пользования недрами континентального шельфа по результатам аукционов требуется внесение изменений в абзац пятый пункта 1 статьи 10.1 Закона Российской Федерации N 2395-1 "О недрах" и в часть шестую статьи 7 Федерального закона N 187-ФЗ.
Комитет также считает целесообразным отметить, что отмена безаукционного порядка предоставления в пользование участков недр континентального шельфа может повлечь за собой значительное увеличение финансовой нагрузки на недропользователей, которым предоставлено право пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации, что, по мнению Комитета, не позволит интенсифицировать освоение ресурсов недр. При этом Комитет обращает внимание на значительную капиталоемкость проектов, реализуемых на континентальном шельфе, а также санкционный режим в отношении России, предполагающий ограничение способности приобретать необходимое оборудование, технологии и получать связанные услуги для разработки и добычи углеводородов в глубоководных, арктических континентальных шельфовых или сланцевых проектах в России.
По мнению авторов законопроекта, принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта N 441060-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.