Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 550262-7 "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) системных поправок, направленных на исключение оснований для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и восстановления сумм налога при возврате арендодателю-концеденту (которым выступают органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления) арендованного имущества, являющегося объектом концессионного соглашения (объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем), в отношении которого концессионером были произведены неотделимые улучшения. Указанные правила предлагается применять в случае заключения налогоплательщиком в отношении указанных объектов концессионных соглашений в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
Указанная норма Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ определяет особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются вышеперечисленные объекты, без проведения конкурса. В частности, ею предусмотрено, что объектом такого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором или договорами аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору или таким договорам.
Таким образом, в случае преобразования арендных отношений в концессионные арендованное имущество (в отношении которого за период действия договора аренды концессионером могли быть осуществлены неотделимые улучшения) должно быть передано (возвращено) арендатором арендодателю-концеденту, а впоследствии на основании заключенного концессионного соглашения - передано концедентом концессионеру. При этом, в случае передачи (возврата) арендатором арендодателю арендованного имущества у арендодатора возникает объект налогообложения НДС как при передаче результатов работ по созданию и (или) реконструкции указанного имущества, так и при передаче самого имущества. Однако, учитывая, что такая передача носит формальный характер и является лишь необходимым требованием для возможности преобразования арендных соглашений в концессионные, возникновение объектов налогообложения НДС при такой передаче приводит к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на арендаторов имущества, которое в результате такого преобразования договорных отношений становится объектом концессионного соглашения.
В связи с этим законопроектом предлагается:
не признавать объектом налогообложения по НДС операции по безвозмездной передаче результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также по передаче самих указанных объектов, являющихся объектом концессионного соглашения, созданных в течение срока действия договоров аренды (новый подпункт 18 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса);
исключить необходимость восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам) в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг) при совершении указанных операций (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса);
не распространять в отношении указанных операций положения статьи 171.1 Налогового кодекса, регулирующей вопросы восстановления сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств.
Учитывая, что законопроект направлен на установление справедливой налоговой нагрузки на концессионеров и исключение возможности формирования неоднозначной правоприменительной практики по вопросу их налогообложения при преобразовании арендных соглашений в концессионные, его концепция Комитетом поддерживается.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 550262-7 "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.