Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере лесовосстановления и лесоразведения во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2017 г. N Пр-173, пункта 4 протокола третьего заседания организационного комитета по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии от 25 апреля 2017 г. N 3, поручения Правительства Российской Федерации 1 августа 2016 г. N АХ-П9-4595.
Действующим лесным законодательством на лиц, использующих леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов, гидротехнических и иных искусственных водных объектов, для переработки древесины, не возложена обязанность по проведению мероприятий по лесовосстановлению (лесоразведению).
Актуальность законопроекта обуславливается тем, что реализация его положений будет способствовать сохранению лесистости территории Российской Федерации и повышения качества выполняемых работ по лесовосстановлению и лесоразведению.
Как отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации на пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 г., необходимо соблюдение баланса между ростом промышленности и экологией. Отмечено, что к таким мерам можно отнести установление необходимости по осуществлению "компенсационного лесовосстановления" при строительстве инфраструктурных и иных объектов в случае, если при этом осуществлена рубка лесных насаждений.
В соответствии с законопроектом лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия естественным, искусственным или комбинированным способом, согласно правилам лесовосстановления, в соответствии с проектом лесовосстановления.
Предложено установить, что обязательства по лесовосстановлению на лесных участках, предоставленных в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование осуществляется всеми лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с законопроектом лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), должны будут осуществлять мероприятия по лесовосстановлению (лесоразведению) в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на землях лесного фонда или на землях иных категорий, на площади, равной площади рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения соответственно в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.
Обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, для геологического изучения недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах созданных охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов.
В соответствии с законопроектом лица, ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в земли иных категорий, обязаны не позднее чем через один год после такого перевода выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади участков, переводимых из состава таких земель, в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения соответственно в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.
В целях повышения качества лесовосстановления законопроектом предусмотрено установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим работы по лесовосстановлению, через определение нормативов обеспеченности оборудованием, техникой, лесными семенами и посадочным материалом, необходимыми для качественного выполнения лесовосстановления.
Законопроектом предлагается устранить правовую коллизию, заключающуюся в том, что в соответствии с действующими нормами ЛК РФ невыполнение проекта освоения лесов лицами, использующими леса на основании права безвозмездного пользования, является основанием для принудительного прекращения такого права. Вместе с тем обязанность по составлению проекта освоения лесов при такой форме использования лесов не предусмотрена.
По информации Минприроды России, принятие законопроекта приведет к экономии бюджетной системы Российской Федерации в размере более 680 млн руб. ежегодно. Дополнительных расходов федерального бюджета в связи с принятием законопроекта не потребуется.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что на рассмотрении Государственной Думы находятся внесенные Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении проекты федеральных законов N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территорий" и N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов", которые в значительной степени пересматривают правовое регулирование "охранных зон" и порядка использования земельных участков из состава всех категорий земель, включая земли лесного фонда. В частности, под линейные объекты и недропользование предлагается вместо аренды земельных участков устанавливать публичные сервитуты.
Рассматриваемый законопроект нуждается в согласовании с данными законопроектами в указанной части.
Также в законопроекте необходимо учесть новое правовое регулирование вступившего в силу с 9 января 2018 года Федерального закона N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставление и без предоставления лесных участков".
В законопроекте также потребуются корреспондирующие изменения в статьи 51, 19, 61 и 64 ЛК РФ, а также ряд терминологических и редакционных уточнений.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также отмечает целый ряд замечаний. Вместе с тем, указанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по энергетике, назначенный соисполнителем по законопроекту, поддерживает его принятие с учетом ряда высказанных замечаний.
На законопроект поступило заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в котором отмечается отсутствие принципиальных возражений к законопроекту, но вместе с тем приводится ряд заслуживающих внимания замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.