Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 556363-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект о бюджете Фонда) основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 и Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ).
При формировании доходной части бюджета ПФР учитывались изменения, внесенные в законодательство о налогах и сборах, в части установления на постоянной основе тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование (ОПС) с 1 января 2019 года в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы.
Кроме того, в доходной части бюджета Фонда учтены:
- "мораторий" в 2019-2021 годах на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии (законопроект N 556371-7);
- поступления страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение пенсии;
- поступления страховых взносов от отдельных категорий плательщиков, применяющих пониженный тариф страховых взносов, (организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий - 8%, организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития - 6% и др.).
Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы работников организаций на 2019 год в сумме 24 208 млрд. рублей.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОПС в 2019 году составит 1 150,0 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Основные показатели бюджета на 2019 - 2021 годы представлены в таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2018 год |
2019 год в % |
|||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
|
|
|
|
|
|
ДОХОДЫ - всего, |
8 266,55 |
8 612,68 |
8 995,46 |
9 294,31 |
104,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 169,24 |
8 568,59 |
8 948,89 |
9 245,80 |
104,9 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
97,31 |
44,09 |
46,57 |
48,51 |
45,3 |
из общего объема доходов: |
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты, полученные: |
3 280,88 |
3 322,40 |
3 417,00 |
3 312,25 |
101,3 |
из федерального бюджета, в т. ч. |
3 277,56 |
3 319,20 |
3 413,59 |
3 308,63 |
101,3 |
на обязательное пенсионное страхование |
632,39 |
1 052,1 |
1 100,5 |
939,9 |
166,4 |
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
499,90 |
54,6 |
57,0 |
61,0 |
10,9 |
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала |
682,93 |
677,0 |
672,2 |
668,8 |
99,1 |
на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
25,20 |
90,7 |
95,1 |
104,1 |
359,9 |
на выплату пенсий, пособий, социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 437,14 |
1 444,8 |
1 488,79 |
1 534,83 |
100,5 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
3,32 |
3,20 |
3,41 |
3,62 |
96,4 |
РАСХОДЫ - всего, |
8 532,09 |
8 635,91 |
9 017,42 |
9 328,13 |
101,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 328,21 |
8 568,59 |
8 948,89 |
9 245,80 |
102,9 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
203,88 |
67,32 |
68,53 |
82,33 |
33,0 |
ДЕФИЦИТ (-),
в том числе: |
-265,54 |
-23,23 |
-21,96 |
-33,82 |
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
-158,97 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
-106,57 |
-23,23 |
-21,96 |
-33,82 |
|
Источники покрытия дефицита: |
|
|
|
|
|
средства пенсионных накоплений |
106,57 |
23,23 |
21,96 |
33,82 |
|
Прогнозируемый общий доход бюджета Фонда в 2019 году составит 8 612,68 млрд. рублей, что на 4,2% больше доходов 2018 года, из них 8 568,59 млрд. рублей - доходы по распределительной составляющей бюджета ПФР.
Общий объем поступления страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2019 году в объеме 5 235,1 млрд. руб. (с ростом против 2018 года на 7,3%).
Страховые взносы на ОПС на выплату страховых пенсий прогнозируется в объеме 5 234,7 млрд. рублей, из них:
- страховые взносы на ОПС от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды - 5 028,7 млрд. рублей;
- страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста - 81,9 млрд. рублей;
- страховые взносы от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам - 124,02 млрд. рублей и другие поступления.
Взносы от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, прогнозируются в 2019 году в сумме 7,2 млрд. рублей и 2,4 млрд. рублей соответственно.
Поступление страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, прогнозируется на 2019 год в сумме 52,4 млн. рублей.
Общая сумма, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ПФР, в 2019 году прогнозируется в объеме 3 319,2 млрд. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составит 1 874,4 млрд. рублей (с ростом против 2018 года на 1,8%), в том числе:
на обязательное пенсионное страхование - 1052,1 млрд. рублей (рост против 2018 года на 66,4%);
- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 90,7 млрд. рублей (рост против 2018 года в 3,6 раза);
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 677,0 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей - 54,6 млрд. рублей (снижение против 2018 года почти в 9,5 раз).
Комитет отмечает, что значительное увеличение в 2019 году объема трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Фонда, может являться следствием снижения объема трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением с 1 января 2019 года на постоянной основе тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
В целях реализации Федерального закона от 03.10.2018 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" в бюджете ПФР предусмотрены коды бюджетной классификации доходов бюджета Фонда, с целью отражения по ним средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, в том случае, если указанные средства будут направляться в бюджет Фонда.
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в 2019 году составит 8 635,91 млрд. рублей, что на 1,2% больше расходов 2018 года, из них 8 568,59 млрд. рублей - расходы по распределительной составляющей бюджета ПФР.
При формировании расходной части бюджета Фонда по распределительной составляющей учтена прогнозная численность получателей пенсий в 2019 году, которая приведена в таблице:
(тыс. человек) | ||||
|
Отчет |
Прогноз на 2019 год |
||
На начало 2018 года |
На начало 2019 года |
На начало 2020 года |
Увеличение/ |
|
Всего пенсионеров |
43 510,9 |
43 948,3 |
43 616,4 |
-331,9 |
пенсионеров - получателей страховой пенсии* |
39 861,3 |
40 217,1 |
39 798,5 |
-418,6 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеров - получателей накопительной пенсии |
51,7 |
72,3 |
76,4 |
4,1 |
пенсионеры - получатели срочной пенсионной выплаты |
21,9 |
32,8 |
35,6 |
2,8 |
пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
3 649,5 |
3 817,9 |
3 913,3 |
95,4 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеры, получающие социальные пенсии |
3 157,5 |
3 183,8 |
3 208,0 |
24,2 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой пенсии по старости |
750,4 |
790,5 |
790,5 |
0,0 |
------------------------------
* с учетом получателей страховых пенсий федеральных государственных гражданских служащих, летчиков-испытателей, космонавтов и членов их семей.
------------------------------
Снижение числа получателей страховых пенсий в 2019 году на 418,6 тыс. человек обусловлено вступлением в силу с 1 января 2019 года Закона N 350-ФЗ, предусматривающего поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет мужчинам и до 60 лет женщинам (с шагом в один год) с возможностью выхода на пенсию ранее на полгода лицам, которые в 2019-2020 годах достигли бы пенсионного возраста по действующему законодательству (по состоянию на 31 декабря 2018 года).
В составе расходов по распределительной составляющей бюджета ПФР на 2019 год учтены:
1) расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан в объеме 7 487,1 млрд. рублей или 87,4% от расходов по распределительной составляющей бюджета, из них:
расходы на выплату страховых пенсий - 6 986,8 млрд. рублей (рост к 2018 году на 3,4%); расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям - 471,1 млрд. рублей (рост к 2018 году на 4,8%) и другие расходы.
Размеры и сроки индексации (повышения) пенсий на 2019-2021 год с учетом положений Закона N 350-ФЗ представлены в таблице:
|
Прогноз |
Плановый период |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
103,4 |
104,3 |
103,8 |
104,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. |
8 512 |
8 846 |
9086 |
9 437 |
ПМП за 2017 год - 8 314 руб. |
|
|
|
|
Индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению: |
|
|
|
|
с 1 апреля |
2,9% |
2,4% |
3,9% |
2,7% |
Индексация (увеличение) страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней: |
|
|
|
|
с 1 января |
3,7% |
7,05% (5334,19) |
6,6% (5686,25) |
6,3% (6044,48) |
Стоимость одного пенсионного коэффициента: |
|
|
|
|
на 1 января, руб. |
81,49 |
87,24 |
93,00 |
98,86 |
2) расходы на финансовое обеспечение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан - 455,4 млрд. рублей, которые определены с учетом индексации указанных выплат с 1 февраля на прогнозный индекс роста потребительских цен за предыдущий год (в 2019 году - 3,4%);
3) расходы на выплату материнского (семейного) капитала (МСК) - 325,6 млрд. рублей исходя из размера МСК на уровне 2018 года (453 026 рублей), расходы на 2020 и 2021 годы определены с учетом индексации размера МСК на темп роста потребительских цен;
4) расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в объеме 86,0 млрд. рублей 3,8 млн. получателям в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
5) расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации в сумме 0,9 млрд. рублей.
6) расходы на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР в сумме 119,15 млрд. рублей (1,4% от расходов) и другие расходы.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту в составе расходов на пенсионное обеспечение граждан учтено повышение с 1 января 2019 года фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 25 процентов лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность и другие мероприятия в соответствии с Законом N 350-ФЗ.
При формировании проектировок бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2019 год доходы прогнозируются в сумме 44,1 млрд. рублей (в 2018 году 97,3 млрд. рублей - снижение более чем в 2 раза).
В составе доходов учтены:
страховые взносы на накопительную пенсию - 430,7 млн. рублей;
средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ), - 3,8 млрд. рублей;
доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию - 14,0 млн. рублей и другие поступления.
Кроме того, на 2019 год учтены дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, на общую сумму 3,9 млрд. рублей, а также средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, в сумме 4,4 млрд. рублей.
Расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, прогнозируются в сумме 67,3 млрд. рублей (в 2018 году 203,9 млрд. рублей - снижение более чем в 3 раза).
В составе расходов учтены:
расходы на выплату накопительной пенсии - 848,3 млн. рублей;
расходы на выплату срочной пенсионной выплаты -545,7 млн. рублей;
расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 5,7 млрд. рублей.
Общий дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 23,23 млрд. рублей, который полностью формируется по накопительной составляющей бюджета.
Источниками покрытия дефицита являются средства пенсионных накоплений, которые на конец 2019 год прогнозируется в сумме 1076,5 млрд. рублей, что на 29,89 млрд. рублей меньше, чем на конец 2018 года.
Комитет отмечает, что в материалах, представленных с законопроектом, отсутствуют обоснования значительного увеличения в 2019 году по сравнению с 2018 годом объема трансферта из федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. Также в пояснительной записке к законопроекту о бюджете Фонда не содержатся исходные данные и расчеты, обосновывающие значительное, по сравнению с 2018 годом, снижение прогнозируемых объемов доходов и расходов по накопительной составляющей бюджета Фонда.
Вместе с тем основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2019-2021 годы позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты в установленные сроки и в полном объеме. На исполнение Фондом публичных нормативных обязательств в 2019 году будет направлено 8 450,6 млрд. рублей или 97,9% общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.