Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 560581-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 560581-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года" (далее - законопроект, Конвенция, Протокол 2002 года), внесенный в Государственную Думу 6 октября 2018 года Правительством Российской Федерации.
Конвенция является одним из наиболее значимых международных многосторонних договоров, принятых в рамках Международной морской организации - межправительственной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН, деятельность которой направлена на повышение безопасности морского судоходства и предотвращение загрязнения с судов окружающей среды.
Основная цель Конвенции заключается в определении ответственности перевозчика (судов государств-участниц) в международной морской перевозке пассажира и его багажа.
В 1976, 1990 и 2002 годах к Конвенции были приняты три Протокола, различающиеся по своему содержанию. Если целью Протоколов 1976 и 1990 годов является изменение пределов ответственности перевозчика перед пассажиром, то Протокол, принятый в 2002 году, фактически заменил Конвенцию, внеся в нее существенные изменения и дополнения (Протокол вступил в силу в апреле 2014 года после того, как 10 государств стали его участниками).
Как следует из преамбулы Протокола 2002 года, изменения в Конвенцию вносятся "с целью обеспечения повышенной компенсации, введения строгой ответственности, установления упрощенной процедуры для обновления предельных сумм, а также обеспечения обязательного страхования в пользу пассажиров".
В частности, в соответствии с Протоколом 2002 года увеличены предельные размеры возмещения за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира со стороны перевозчика (компенсация выросла с 46 666 до 400 000 расчетных единиц). Протокол 1976 года к Конвенции ввел в качестве расчетной единицу специального права заимствования. Это искусственная денежная единица используется в платежных целях на межгосударственном уровне странами - членами МВФ.
Кроме того, Протокол 2002 года установил предел ответственности по каждому конкретному инциденту за все время перевозки, а не относительно перевозки в целом, тем самым увеличив лимиты страхования жизни человека при международной морской перевозке.
Важно отметить, что одно из основных требований Протокола 2002 года, касающееся обязательного наличия на борту судна свидетельства об обеспечении страхования или ином финансовом обеспечении для покрытия гражданской ответственности за вред жизни и здоровью пассажиров, созвучно требованиям российского законодательства о страховании, в соответствии с которыми перевозка пассажиров без соответствующего финансового обеспечения в России запрещена.
Следует отметить, что страхование ответственности перевозчика, которое должно подтверждаться соответствующим свидетельством, выступает наиболее эффективным способом обеспечения обязательств по возмещению вреда, причиненного в ходе морской перевозки, так как позволяет пассажиру напрямую обращаться с требованиями о возмещении полученного вреда при такой перевозке непосредственно к перевозчику.
По информации Министерства транспорта Российской Федерации, в настоящее время пассажирские суда, которые ходят под российским флагом, должны иметь на борту свидетельство о наличии обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности, необходимое для входа в порт или выхода из порта, расположенного на территории государства-участника Протокола 2002 г. Такими государствами на сегодняшний день являются: Греция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и др., т.е. государства, с которыми функционируют круизно-паромные линии из российских портов.
Положения Конвенции, измененной Протоколом 2002 года, применяются к судам государств-участников, к зарегистрированным в таком государстве судам, а также в тех случаях, когда договор морской перевозки пассажиров заключен в государстве-участнике Конвенции или место отправления (назначения) находится в таком государстве.
Юридически оформленное участие Российской Федерации в Протоколе 2002 года позволит предъявлять аналогичные требования к морским судам, перевозящим пассажиров, заходящим в российские порты, что будет способствовать дополнительной защите интересов российских граждан.
Кроме того, присоединение к Протоколу 2002 года, гарантирует повышение страховых выплат пассажирам при причинении им вреда здоровью или смерти и/или утрате багажа, что позволит уравнять в правах потенциальных российских пассажиров с гражданами государств, являющихся участниками Протокола 2002 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Протокола 2002 года его участниками могут стать только те государства, которые денонсируют как саму Конвенцию, так и изменяющие ее Протоколы.
Российская Федерация, как продолжатель СССР, является участницей Конвенции (с 28 апреля 1987 года) и Протокола 1976 года к Конвенции (с 19 ноября 1988 года). В этой связи законопроектом о присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года предлагается указанные документы денонсировать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Протокола после его вступления в силу статьи 1-22 Конвенции, вместе со статьями 17-25 Протокола 2002 года и приложением к нему будут являться и именоваться Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 2002 года.
По мнению Комитета по международным делам, присоединение Российской Федерации к Протоколу 2002 года позволит нашей стране стать участницей одного из наиболее актуальных международных документов, определяющих ответственность перевозчика за ущерб, причиненный пассажирам и их багажу при международных морских перевозках, а также усилит защищенность пассажиров, прибывающих в Российскую Федерацию.
Исходя из представленного к законопроекту финансово-экономического обоснования, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным, Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.