Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны " и сообщает следующее.
Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее - Соглашение) подписано в городе Астане 17 мая 2018 года.
Целями рассматриваемого Соглашения являются:
- либерализация и упрощение торговли товарами между Сторонами посредством снижения или устранения тарифных и нетарифных барьеров по отношению к происходящим товарам другой Стороны;
- создание основы для формирования зоны свободной торговли, в рамках которой в соответствии с международными правилами и стандартами пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли будут устранены в отношении практически всей торговли между Сторонами;
- поддержка экономического и торгового взаимодействия между Сторонами;
- создание основ для развития более тесного сотрудничества в областях, охватываемых настоящим Соглашением, и облегчение взаимодействия между Сторонами.
В Соглашении сформулированы основные правила торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном, вопросы применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима, применения защитных мер и таможенного администрирования.
По мнению Комитета, ратификация Соглашения в целом будет способствовать достижению указанных выше целей, при этом обращаем внимание на следующее.
1. В главе 6 Соглашения, регулирующей правила определения происхождения товаров, в статье 6.2 даны определения "стоимость на условиях CIF" и "стоимость на условиях EXW". Данные определения содержат слова "за исключением внутренних налогов, которые могли быть возмещены при экспорте данных товаров".
Международные правила толкования торговых терминов Incoterms/Инкотермс являются признанным на международном уровне стандартом и используются во всем мире в международных и внутренних контрактах купли-продажи товаров. Данные правила содержат общепринятые определения и толкование наиболее широко распространенных коммерческих условий поставки товаров.
Правилами Инкотермс не предусмотрено для условий поставки товаров CIF и EXW исключение из цены товара внутренних налогов, которые могли быть возмещены при экспорте данных товаров.
Кроме того, вычет данных величин может привести к искажению соответствующих показателей при формировании статистики внешней торговли.
2. Статьей 6.21 Соглашения установлены требования по хранению документов. Так, импортер, которому был предоставлен преференциальный тарифный режим, должен хранить копию сертификата о происхождении товара, на основании которого был предоставлен преференциальный тарифный режим, не менее трех лет с даты предоставления такого преференциального режима.
Обращаем внимание, что, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее Кодекс), к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, и документы, подтверждающие условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей (в том числе сертификат о происхождении товара).
Такие документы, в соответствии со статьей 320 Кодекса, должны храниться лицами и таможенными органами до истечения 5 лет, вне зависимости от того, представлялись они при подаче таможенной декларации или нет.
3. Статьей 7.11 Соглашения установлено, что таможенная стоимость товаров, находящихся в торговом обороте между Сторонами, определяется в соответствии с таможенным законодательством и нормативными актами импортирующей Стороны, которые основываются, на положениях, приведенных в Приложении 4 к рассматриваемому Соглашению.
Обращаем внимание, что Приложение 4 содержит общие принципы и правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленные статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
При этом в Приложение 4 к Соглашению не включены пояснительные примечания, которые содержатся в Приложении I к Соглашению по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и в соответствии со статьей 14 указанного Соглашения составляют его неотъемлемую часть.
4. Статьей 7.17 Соглашения предусмотрено применение института предотгрузочной инспекции в отношении перемещаемых Сторонами товаров.
Из текста статьи непонятно какая Сторона будет проводить предотгрузочную инспекцию, а также кто будет нести расходы по ее проведению и в каком размере.
Полагаем, отсутствие таких сведений в Соглашении не соответствует установленным статьей 1.12 принципам транспарентности, ясности и прозрачности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.3 Соглашения, Стороны не позднее чем в течение одного года с даты вступления его в силу должны начать переговоры с целью заключения соглашения о свободной торговле. Полагаем, перечисленные выше замечания целесообразно учесть при подготовке Соглашения о свободной торговле государств - членов ЕАЭС и ЕАЭС, действующих совместно или по отдельности в рамках своей соответствующей компетенции, проистекающей из Договора о Союзе, с одной стороны, и И.Р. Иран, с другой стороны.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту, реализация рассматриваемого Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем реализация Соглашения может привести к выпадению доходов федерального бюджета в размере предоставленных тарифных преференций плательщикам таможенных пошлин и налогов при уплате ввозных таможенных пошлин.
При сохранении текущих объемов торговли возможные потери бюджета Российской Федерации оцениваются Правительством Российской Федерации в 10,6 млн. долл. США (основано на данных таможенной статистики по импорту товаров за 2017 год). При этом предполагается, что указанные потери будут компенсированы за счет дополнительных поступлений НДС при увеличении товарооборота.
Соглашение не затрагивает достижения целей государственных программ Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены правом Евразийского экономического союза.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает ратификацию Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны.
Председатель Комитета |
A.M. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.