Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны" и отмечает.
Указанное Соглашение подписано в Астане 17 мая 2018 года и подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, устанавливающие правила иные, чем предусмотренные российским законодательством в части, касающейся установления правил определения страны происхождения товаров в целях предоставления тарифных преференций при ввозе товаров на территорию государств - участников Соглашения.
Соглашение формирует основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, приближенные к правилам Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой Иран не является.
Участники Соглашения договорились о временной (на 3 года) либерализации торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров, обязуясь через три года после вступления в силу Соглашения перейти к заключению полноценного соглашения о свободной торговле, предусматривающего расширение охвата преференциальной торговли до практически всей номенклатуры товаров.
Тарифные обязательства Ирана охватывают 360 кодов товарной номенклатуры Ирана (5% номенклатуры), в том числе "заморозку" действующих ставок (в среднем на уровне 9,3%) пошлин на ввоз в Иран ячменя, кукурузы, рыбы, бумаги, труб, самолетов, путевого оборудования, а также снижение ставок (на 20-80%) на ввоз мяса, масла, гречки, витаминов, косметических средств, металлургической и электромеханической продукции, вагонов, тракторов. Для сельскохозяйственных товаров ввозной тариф снизится с 23,4% до 12%, для промышленных - с 17,7% до 13,2%.
Общий объем доходов российских экспортеров от неуплаченных пошлин при поставках в Иран может составить 38 млн долларов США (в основном, в металлургии и масложировой отрасли), а заморозка ставок пошлин обеспечит предсказуемость условий доступа на рынок.
Тарифные обязательства ЕАЭС охватывают 502 кода товарной номенклатуры (4% кодов), из них по 175 позициям ставки обнулены (на ввоз в ЕАЭС креветок, салатных овощей, карамели, моющих средств, полимеров, пряжи, ковров, плитки, паровых котлов). По сельхозтоварам уровень защиты снизится в среднем с 9,4% до 4,4% (89% иранского экспорта), по промышленным - с 6,9% до 2,7%.
Возможные потери федерального бюджета от неуплаченных Ираном пошлин оцениваются в 10,6 млн долларов США.
Соглашением предусмотрены также положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, технического регулирования. Для выполнения Ираном ряда этих обязательств установлены переходные периоды (до полутора лет).
Комитет отмечает, что начиная с 2016 года наблюдается значительный рост российско-иранского товарооборота. Объем российского экспорта в 2017 году оценивается в 1,3 млрд долларов США, объем импорта из Ирана - 387 млн долларов США. В создании зоны свободной торговли заинтересована также Армения, причем иранский экспорт в Армению превышает импорт более чем вдвое.
Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются участники российско-иранской торговли, Комитет считает важным достижением заключение договора с Ираном в формате ЕАЭС и поддержку со стороны союзных государств по развитию сотрудничества на Ближнем Востоке.
Позитивными моментами Соглашения являются также создание совместного комитета для ведения бизнес-диалога и механизм разрешения споров.
Помимо этого успех торговли с Ираном зависит от запуска транспортных коридоров, выстраивания межбанковского взаимодействия, а также эффективного таможенного контроля и администрирования.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству считает, что Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, поддерживает его ратификацию и рекомендует Государственной Думе принять законопроект N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.