Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 550802-7 "О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее - Соглашение) было подписано 17 мая 2018 года в городе Астане и внесено на ратификацию в Государственную Думу 20 сентября с.г.
Соглашение состоит из 9-ти глав и 4-х приложений, которые являются его неотъемлемыми частями. Документ совершен в двух подлинных экземплярах на английском и русском языке, оба из которых имеют одинаковую силу.
Как отмечается в материалах к законопроекту, Соглашение предусматривает либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров: 502 кода ТН ВЭД со стороны Союза и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана.
Соглашение формирует основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, максимально приближенные к правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в которой Иран не участвует, а также охватывает вопросы режима наибольшего благоприятствования и национального режима, применения защитных мер и таможенного администрирования.
В отношении ограниченной номенклатуры товаров, приведенной в Соглашении, принимаются обязательства по отказу от применения количественных запретов и ограничений на ввоз товаров и положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер (СФС), технического регулирования. Для Ирана установлены переходные периоды (в некоторых случаях до полутора лет) на выполнение ряда системных обязательств в сфере технического регулирования, СФС мер и таможенного администрирования.
В Соглашении заложены основы механизма разрешения споров. Учреждается совместный комитет, который будет контролировать имплементацию Соглашения.
По условиям Соглашения не позднее чем через год после вступления его в силу Стороны обязуются начать переговоры по заключению полноценного соглашения о свободной торговле. Настоящее Соглашение будет действовать в течение трех лет, по истечении которых, если Стороны не завершили переговоры по заключению полноценного соглашения, указанные Стороны должны принять решение о необходимости продления применения настоящего Соглашения. Такое решение должно быть оформлено в виде протокола к настоящему Соглашению.
Предполагается, что полноценное соглашение существенно расширит охват преференциальной торговли. Вместе с тем в проекте Соглашения предусмотрена возможность продления срока его действия.
Тарифные обязательства Союза и его государств - членов и Ирана в отношении происходящих из Ирана и государств - членов Союза товаров установлены в приложении к Соглашению и представляют собой перечни, в которых зафиксирован предельно допустимый уровень ставок ввозных таможенных пошлин.
Тарифные обязательства Ирана охватывают 360 кодов товарной номенклатуры Ирана (5% от действующей товарной номенклатуры Ирана) и предполагают два вида льгот:
"заморозка" ставок пошлин на уровне, действовавшем до момента заключения Соглашения (такая "заморозка" обеспечивает предсказуемость условий доступа на рынок, однако не дает конкурентных преимуществ для товаров Союза по сравнению с товарами из третьих стран);
снижение ставок пошлин по сравнению с уровнем, действовавшим до момента заключения Соглашения, для товаров государств - членов Союза.
Объем текущего российского экспорта, охваченного обязательствами Ирана, оценивается в 822 млн. долл. США в 2017 году (рост 20% по сравнению с объемом экспорта 2016 года (688 млн. долл. США). В отношении 53% от этого объема Иран "замораживает" ставки пошлин на текущем уровне (в среднем - 9,3%).
Обязательства Ирана распространяются на 93% текущего российского экспорта сельскохозяйственных товаров (в основном за счет "заморозки" на текущем уровне ставок пошлин на ячмень и кукурузу) и на 41% текущего российского экспорта промышленных товаров. Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенного тарифа Ирана после вступления в силу Соглашения снизится с 23,4% до 12%, для промышленных - с 17,7% до 13,2%.
Общий объем доходов российских экспортеров от неуплаченных пошлин при поставках в Иран может составить 38 млн. долл. США (по экспортной статистике за 2017 год), однако этот объем в основном распределится между двумя отраслями:
металлургическая отрасль, а именно производители "прочего плоского проката шириной более 600 мм" (22 млн. долл. США экономии на уплате пошлин);
масложировая отрасль, а именно производители сырого подсолнечного масла (14,5 млн. долл. США экономии на уплате пошлин).
По отдельным товарам российского экспортного интереса снижение составит:
чай - с 20% до 12%, пакетированный чай - с 55% до 30%; рис - с 26% до 15%;
сырое подсолнечное, рапсовое, соевое масло - с 20% до 10%;
кондитерские и мучные изделия - с 55% до 20%, с 32% до 14%;
жевательная резинка - с 40-55% до 10%;
жмыхи - с 10% до 7,5%;
лекарства - в среднем с 20% до 11,5%;
древесина и изделия из нее - с 10% до 7,5%;
плоский прокат с 20% до 10 - 15%, из легированной стали - с 20% до 5 - 15%;
изделия из черных металлов: рельсы - с 15% до 4%, проволока - с 32% до 22,4%;
изделия из цветных металлов - с 55% до 38,5%;
арматура - с 55% до 38,5%, с 26% до 18,2%;
вагоны - с 10% до 7%.
Важно отметить, что Иран сохраняет право на применение минимального уровня пошлины при импорте на товары, включенные в Соглашение, в размере 4%, что создает горизонтальное конкурентное преимущество на иранском рынке для иранских товаров по сравнению с товарами стран ЕАЭС по всей номенклатуре.
Тарифные обязательства Союза охватывают 502 кода товарной номенклатуры Союза (4% от текущей ТН ВЭД ЕАЭС). Объем текущего российского импорта из Ирана по товарам, включенным в перечень тарифных обязательств Союза, оценивается в 249 млн. долл. США в 2017 году (в том числе по товарам, по которым ставка пошлины фиксируется на нулевом уровне).
Необходимо отметить, что Союз де-факто "заморозил" для Ирана пошлины на всю товарную номенклатуру (около 11 000 позиций) в силу обязательств своих государств - членов перед ВТО.
Таким образом, в своих тарифных обязательствах Союз предоставляет Ирану льготы в виде снижения пошлин (199 млн. долл. США импорта России из Ирана) или связывания пошлин на действующем нулевом уровне (50 млн. долл. США импорта России из Ирана). Обязательства Союза распространяются на 89% российского импорта сельскохозяйственных и 6% импорта промышленных товаров из Ирана.
Средний уровень снижения тарифной защиты для Ирана на товары, включенные в перечень тарифных обязательств Союза, составляет 64%, при этом по 175 товарам пошлины обнуляются. По сельскохозяйственным товарам уровень защиты снизится с 9,4% до 4,4%, по промышленным - с 6,9% до 2,7%. При сохранении текущих объемов торговли возможные потери бюджета Российской Федерации от неуплаченных Ираном пошлин могут составить 10,6 млн. долл. США (по импортной статистике за 2017 год).
Предполагается, что они будут компенсированы за счет дополнительных поступлений НДС при увеличении товарооборота.
Ратификация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем реализация Соглашения может привести к выпадению доходов федерального бюджета в размере предоставленных тарифных преференций плательщикам таможенных пошлин и налогов при уплате ввозных таможенных пошлин.
Настоящее Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства-члены ЕАЭС и И.Р. Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством, в том числе принятие решения о выражении согласия ЕАЭС на обязательность для него международного договора между ЕАЭС и третьей стороной в соответствии со Статьей 7 Договора о ЕАЭС. Обмен соответствующими уведомлениями должен быть проведен между Евразийской экономической комиссией и И.Р. Иран.
По информации Евразийской экономической комиссии, которая является депозитарием данного Соглашения, ни одно из государств-членов ЕАЭС и И.Р. Иран не завершили внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения входит в право Союза, соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных Договоров Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы существенных замечаний по законопроекту не имеет, в то же время обращая внимание на замечания технического характера в отношении оформления текста перевода ратифицируемого Соглашения на русский язык.
Принятие законопроекта не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Комитеты-соисполнители - Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по международным делам поддерживают ратификацию.
Исходя из вышеизложенного и признавая, что ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны станет первым шагом на пути к дальнейшей торгово-экономической интеграции между ЕАЭС и его государствами-членами и И.Р. Иран, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать настоящее Соглашение.
Заместитель Председателя Комитета |
У.М. Умаханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.