Пояснительная записка
к проекту Федерального закона 609507-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Существующий порядок направления судебных уведомлений установлен ст. 115 ГПК РФ и предполагает направление их по почте. Согласно статья 165.1. ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что "сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат". Согласно п.3.6. приказа ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" от 5 декабря 2014 г. N 423-п, не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда "Судебное" хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу.
Данный порядок установлен в связи с тем, что недобросовестные граждане имели возможность игнорировать получение судебного уведомления, ссылаясь на то, что уведомление не было доставлено.
Однако, возможность оказаться в числе лиц, уклоняющихся от получения судебного уведомления, возникла и у законопослушных граждан. Получатели судебных уведомлений могут находиться вне места постоянной регистрации более срока хранения судебных уведомлений по уважительным причинам. Например, отпуск, нахождение в больнице, длительная командировка, проживание в летний период на даче и др. При этом, в их обязанность не входит информирование неограниченного числе лиц, организаций и органов власти о своем фактическом местонахождении. Таким образом, требование обеспечить получение судебного уведомления в срок 7 дней со дня доставки уведомления отделения почтовой связи и опущенного в абонентский почтовый ящик, вступает в противоречие с правами граждан на перемещение.
Для устранения этого противоречия между требованием в установленный срок получить судебное уведомление и правом менять местонахождение на срок более 7-ми дней, законопроектом предлагается установить порядок, при котором гражданин, планирующий отъезд с места регистрации, может зарегистрироваться на портале ГОСУСЛУГИ и (или) на сайте ПОЧТЫ РОССИИ. В обязанность ПОЧТЫ РОССИИ, в этом случае, добавляется необходимость извещения получателя судебного уведомления по адресу электронной почты. При этом, в извещении должны быть указаны реквизиты отправителя, а именно: наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи; почтовый адрес; телефон и адрес электронной почты. В этом случае, получатель может своевременно явится в отделение почтовой связи для получения уведомления, или проинформировать суд о невозможности получения уведомления по объективным обстоятельствам.
Данный законопроект не отменяет порядок доставки судебных уведомлений, а только добавляет возможности информирования получателей.
Установление такого порядка не потребует дополнительных финансовых вложений, так как подобная модель уже используется на портале ГОСУСЛУГ опцией ГОСПОЧТА и сервиса zakaznoe.pochta.ru ПОЧТЫ РОССИИ другими отправителями. Например, структурами исполнительной власти (уведомления ФССП о возбуждении исполнительного производства, ГИБДД о наличии штрафа).
Дополнительных трудозатрат для преобразования текстовой информации о сведениях, требуемых законопроектом и направляемой судом в отделение ПОЧТЫ РОССИИ, в электронный формат можно избежать использованием современных и достаточно простых технологий. Например, печать QR-кода на конверте, или других возможностей считывания информации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.