Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 473887-7 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В адрес депутатов Государственной Думы регулярно поступают обращения граждан с жалобами на то, что работодатели в лице индивидуальных предпринимателей и организаций задерживают выплаты заработной платы либо выплачивают её не в полном объёме, существенно меньше суммы, предусмотренной трудовым договором. Подобные противоправные действия работодателей ставят работников в трудную жизненную ситуацию и заставляют накапливать долги перед кредиторами. При этом предусмотренные действующим законодательством за данные правонарушения меры административной ответственности в виде предупреждения являются недостаточно эффективными для борьбы с противоправными действиями работодателей и своевременного восстановления нарушенных трудовых прав работников.
Чтобы повысить заинтересованность работодателей в недопущении нарушения трудовых прав работников и в наискорейшем восстановлении нарушенных трудовых прав, требуется ужесточение мер административного наказания за правонарушения, посягающие на трудовые права граждан. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на изменение мер административного наказания должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при нарушении ими сроков и размеров выплаты заработной платы и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Законопроектом предлагается исключить предупреждение как меру административного наказания из части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающей административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Предупреждение как мера наказания за данное административное правонарушение минимизирует превентивную функцию административной ответственности и значительно снижает её эффективность. Возможность назначения наказания в виде предупреждения за невыплату заработной платы увеличивает вероятность проявления коррупционных факторов в деятельности должностных лиц государственный трудовых инспекций, составляющих протоколы и рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Кроме этого, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение может устанавливаться за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии имущественного ущерба. Невыплата заработной платы хотя и не наносит работнику прямой материальный ущерб, но причиняет значительные убытки в виде упущенной выгоды за счёт неполучения дохода, что существенно ухудшает финансовое благосостояние работника и представляет для него серьёзные имущественные последствия. В крайнем случае, невыплата заработной платы может привести гражданина к потере достаточных средств к существованию, а также к утрате платёжеспособности по долговым обязательствам и последующему банкротству.
Таким образом, в качестве наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, смогут быть назначены только административные штрафы. При этом административные штрафы в отдельных случаях даже при отсутствии предупреждения как меры наказания в санкции правовых норм Особенной части КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 3.4, статьёй 4.1.1 КоАП РФ могут быть заменены предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства, как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принятие, приостановление действия, изменение или признание утратившими силу иных нормативных правовых актов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.