Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482681-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (от 31.12.2017 г. N 487-ФЗ) Правительству Российской Федерации делегировано право утверждать перечни отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечни групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации, по видам деятельности, правила маркировки отдельных товаров средствами идентификации, а также порядок информационного обеспечения маркировки таких товаров.
Указанный закон принят с отсрочкой его вступления в силу (закон вступает в силу с 1 января 2019 года). Такая отсрочка была необходима для проработки необходимых правовых, экономических, организационных и технических вопросов, которые возникают в связи с введением обязательной маркировки товаров.
Необходимо отметить, что обязательная маркировка товаров вводится в интересах потребителей, бизнеса и государства. Однако судя по неоднократным обращениям бизнес-ассоциаций и общественных организаций потребителей, принципиальные аспекты, связанные с введением обязательной маркировки, о сих пор в должной мере не проработаны. Имеются опасения, что экономические субъекты также не успевают подготовиться к новым требованиям, тем более, что не до конца понятны правила и условия процесса маркировки. В этой связи есть все основания полагать, что введение в 2019 году обязательной маркировки для массовых потребительских товаров вместо заявленного положительного эффекта приведет к негативным последствиям для бизнеса и потребителей. Подобные проблемы наблюдались в период, когда в столь же поспешном порядке внедрялась система прослеживаемости алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), а для нормализации ситуации на алкогольном рынке потребовалось несколько лет.
Представленный законопроект направлен на предупреждение подобных рецидивов. Законопроектом предлагается перенести дату вступления Федерального закона от 31.12.2017г. N 487-ФЗ с 1 января 2019 года на 1 января 2022 года. Указанный период необходим для формирования понятных правил и создание необходимых условий обязательной маркировки, включая:
- принятие необходимых нормативно-правовых актов с обязательным проведением процедуры их публичного обсуждения и оценкой регулирующего воздействия;
- разработку прозрачных критериев для отнесения товаров в перечень маркируемых, в том числе с учетом степени потенциального риска для потребителей и специфики самих товаров (тип и размер упаковки, трудоемкость и стоимость оснащения производственных линий и т.д.);
- минимизацию затрат на маркировку и принятие компенсационных мер для участников оборота маркируемых товаров;
- опубликование итогов состоявшихся пилотных экспериментов по маркировке;
- урегулирование проблем в рамках общего экономического пространства ЕАЭС, которые может породить обязательная маркировка, вводимая на национальном уровне;
- обеспечение надежной защиты коммерческой тайны;
- обеспечение согласованности с другими государственными информационными системами (ЕГАИС, ФГИС "Меркурий") с целью предотвращения избыточного государственного контроля;
- прояснение технологии реализации маркируемых товаров посредством Интернет-торговли.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.