Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 502864-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проведение социологических исследований являются законным видом деятельности, имеющим большой общественно-политическое значение. Данные социологических исследований таких общепризнанных организаций, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд "Общественное мнение", "Левада-центр", учитываются при принятии решений на государственном уровне и являются важнейшим источником информации об общественных настроениях в Российской Федерации. Органы государственной власти и граждане России заинтересованы в том, чтобы социологические службы могли работать свободно, непредвзято, выявлять "болевые точки" в жизни общества. Менее крупные социологические службы работают в Российской Федерации на региональном уровне, в том числе при проведении различного рода маркетинговых исследований, а также выборов регионального значения (советы депутатов Субъектов Федерации, выборы глав регионов, мэров городов). Отчасти проведение социологических опросов в период избирательных кампаний регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", однако лишь в части, касающейся недопущения публикации данных опросов в СМИ в период за пять дней до даты голосования. Какие-либо гарантии безопасности и свободы действий для сотрудников социологических служб и социологов, осуществляющих исследования, в действующем законодательстве отсутствуют.
Между тем проведение социологическое исследования зачастую связано со сбором информации о негативных тенденциях общественно-политической жизни, о протестных настроениях граждан, недовольстве теме или иными фактами политической обстановки или экономической ситуации. Эта информация чрезвычайно важна для общества, поскольку без нее не может быть сформирована объективная картина происходящего в стране (регионе), не могут быть своевременно приняты решения, в том числе законодательные, с целью скорректировать неблагоприятную обстановку и предотвратить социальный кризис, как локального, так и более общего характера. Поэтому социологи и социологические службы не должны ограничиваться в проведении подобного рода исследований. Вопросы, задаваемые в ходе исследований, не могут считаться экстремистскими, а собранная в результате исследования информация не может быть признана разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, так как это информация является результатом научно обоснованного сбора данных и собирается с целью изучения общественного мнения.
На практике социологам, общающимся в ходе исследований с протестными группами, приходится сталкиваться с обвинениями уголовного характера. Так, еще в 2009 году кандидат социологических наук Игорь Грошев (Тюмень) был признан виновным в распространении недостоверной информации и нанесении государственному вузу ущерба деловой репутации в связи с проведением опроса студентов Тюменского юридического института, результаты которого были опубликованы в журнале "Следователь". В опросе, в частности, задавались вопросы о коррупции в институте.
В последние годы беспокойство общественных деятелей вызывает искусственная криминализация различных сфер общественной деятельности в связи с избыточным применением антиэкстремистского законодательства. Так, в декабре 2017 года Старооскольский городской суд приговорил к 2,5 годам колонии-поселения студента юридического факультета Воронежского экономико-правового института Александра Крузе к двум с половиной годам колонии-поселения (прокуратура просила дать два года и два месяца). В основу обвинения легли четыре картинки, которые Крузе разместил в социальной сети - как поясняет защита, в рамках опроса для своей дипломной работы на тему "Экстремизм в современных условиях: международные аспекты противодействия".
Проблема искусственной криминализации напрямую касается также социологов и историков. Большой общественный резонанс имело дело кандидата социологических наук, известного ученого Александра Салагаева, которого в 2013 году получил обвинение по 282 статье в связи с заявлением, подписанным им в связи с громким убийством 8-летней девочки. История не получила дальнейшего развития в связи со скоропостижной смертью ученого, последовавшей за день до суда, в ходе которого должен был рассматриваться его протест в связи с проведенной по его делу экспертизой. В 2016 году уголовное дело по статье 282 УК РФ было заведено на известного казанского историка и религиоведа Раиса Сулейманова в связи с его публикациями об этнорелигиозной ситуации в Татарстане. В 2018 году арестован политтехнолог и социолог Пётр Милосердов, в 2012 году в течение пяти дней проводивший социологическое исследование в Республике Казахстан методом экспертного интервью. Следствие трактует факт проведения этого исследования как деятельность по организации экстремистского сообщества, в связи с чем против Милосердова выдвинуты уголовные обвинения. Характер этих обвинений позволил правозащитному центру "Мемориал" сделать заявление о том, что Милосердов является политическим заключенным.
Такие ситуации необходимо исключить, поскольку проведение социологического исследования необходимо всего лишь для снятия "среза общественного мнения", социолог при проведении исследования не является самостоятельным актором.
Преследование социологов за их деятельность может привести к тому, что общество будет оперировать неполными, искаженными, не соответствующими действительности сведениями о социальных процессах, что создает угрозу социальной стабильности. Правозащитники и юристы говорят об искусственной криминализации различных видов общественной деятельности и об избыточном применении статей 282, 282.1 УК РФ. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2017 году в России в 4 раза возросло число граждан, привлеченных по экстремистским статьям УК РФ.
Согласно Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., экстремизм расценивается как "деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них" (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 Конвенции). Таким образом, исключение деятельности по проведению социологических исследований из числа деяний, подпадающих под действие N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" будет соответствовать международным обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"" не повлечет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Принятие федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.